МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Дагестан МР" Кизлярский район" МКОУ "Новокрестьяновская СОШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» для обучающихся 1-4 классы 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)» Программа по литературному чтению на родном (русском) языке направлена на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей, понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации, на формирование понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу содержания программы по литературному чтению на родном (русском) языке положена идея о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании обучающихся. Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» не предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе литературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)» Целями изучения литературного чтения на родном (русском) языке являются: -воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; -включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; -осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры; -развитие читательских умений. Достижение данных целей предполагает решение следующих задач -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; -воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа, формирование у обучающегося интереса к русской литературе как источнику историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей; -формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе; -обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы; -формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования; -совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении; -развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национальнокультурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.). В данной программе специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализована благодаря: а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры; б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего мира; в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы. Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений. Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Ещё одной общей чертой обоих курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребёнка младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (русском) языке в 1 классе – 33 часа (1час в неделю) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА При определении содержания литературного чтения на родном (русском) языке в центре внимания находятся: -важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия обучающихся на уровне начального общего образования произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает обучающимся понять ценности национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры; -интересы обучающегося: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники обучающегося, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе по литературному чтению на родном (русском) языке культурноисторические понятия. В программу по литературному чтению на родном (русском) языке включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров, отбор произведений позволяет обучающемуся глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе по литературному чтению на родном (русском) языке представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны современному обучающемуся. -произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре. В соответствии с целями изучения литературного чтения на родном (русском) языке» содержание обучения для каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и «Россия – Родина моя». В каждом разделе выделены тематические подразделы, например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и т. д., во втором: «Люди земли русской», «О родной земле». Произведения каждого раздела находятся друг с другом в отношениях диалога, что позволяет обнаружить существование традиции во времени (традиционность формы произведения, темы или проблемы). Программа по литературному чтению на родном (русском) языке предусматривает выбор произведений из предложенного списка в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент содержания, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие программы по своему выбору и с учётом национально-культурной специфики региона. В программе по литературному чтению на родном (русском) языке представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы, взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Литературное чтение на родном (русском) языке направлено на расширение литературного и культурного кругозора обучающихся, произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения обучающихся, позволяют обеспечить знакомство обучающихся с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные обучающимся для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и другие). 1 КЛАСС Раздел 1. Мир детства. 1.1. Я и книги. Не красна книга письмом, красна умом. Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например: С.А. Баруздин "Самое простое дело". Л.В. Куклин "Как я научился читать" (фрагмент). Н.Н. Носов "Тайна на дне колодца" (фрагмент главы "Волшебные сказки"). 1.2. Я взрослею. Без друга в жизни туго. Пословицы о дружбе. Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например: Н.К. Абрамцева "Цветы и зеркало". И.А. Мазнин "Давайте будем дружить друг с другом" (фрагмент). С.Л. Прокофьева "Самый большой друг". Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный. Пословицы о правде и честности. Произведения, отражающие традиционные нравственном ориентире. Например: В.А. Осеева "Почему?". Л.Н. Толстой "Лгун". представления о честности как 1.3. Я фантазирую и мечтаю. Необычное в обычном. Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например: С.А. Иванов "Снежный заповедник" (фрагмент). В.В. Лунин "Я видела чудо". М.М. Пришвин "Осинкам холодно". В.Ф. Тендряков "Весенние перевертыши" (фрагмент). Раздел 2. Россия - Родина моя. 2.1. Что мы Родиной зовем. С чего начинается Родина? Произведения, отражающие многогранность понятия "Родина". Например: Ф.П. Савинов "Родное" (фрагмент). П.А. Синявский "Рисунок". К.Д. Ушинский "Наше Отечество". 2.2. О родной природе. Сколько же в небе всего происходит. Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звездах, облаках, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о солнце, луне, звездах, облаках. И.А. Бунин "Серп луны под тучкой длинной...". С.В. Востоков "Два яблока". В.М. Катанов "Жар-птица". А.Н. Толстой "Петушки". 2 класс РАЗДЕЛ1 .МИР ДЕТСТВА Я и книги Не торопись отвечать, торопись слушать Произведения,отражающиедетскоевосприятиеуслышанныхрассказов,сказок,стих ов.Например: Е.Н.Егорова.«Детство Александра Пушкина»(глава«Нянины сказки»). Т.А.Луговская.«Как знаю, как помню, как умею»(фрагмент). Я взрослею. Как аукнется, так и откликнется Пословицы об отношении к другим людям. Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим людям. Например: В.В.Бианки. «Сова». Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».Воля и труд дивные всходы дают Пословицы о труде. Произведения,отражающиепредставлениеотрудолюбиикакнравственноэтическойценности,значимойдлянационального русского сознания. Например: Е.А.Пермяк.« Маркел-самодел и его дети». Б.В.Шергин.«Пословицы в рассказах».Кто идёт вперёд, того страх не берёт Пословицы о смелости. Произведения, отражающие традиционные нравственном ориентире .Например: С.П.Алексеев.«Медаль». представления о смелости как В.В.Голявкин.«Этот мальчик». Я и моя семья Семья крепка ладом Произведения,отражающиетрадиционныепредставленияосемейныхценностях.На пример: С.Г.Георгиев.«Стрекот кузнечика». В.В.Голявкин.«Мой добрый папа» (фрагмент).М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».Л.Н. Толстой.«Отец и сыновья». Я фантазирую и мечтаю Мечты, зовущие ввысь Произведения,отражающиепредставленияобидеалахвдетскихмечтах.Например: Н.К.Абрамцева.«Заветное желание». Е.В.Григорьева.«Мечта». Л.Н.Толстой.«Воспоминания»(глава «Фанфаронова гора»). Резерв на вариативную часть программы - 3 ч.РАЗДЕЛ2.РОССИЯРОДИНАМОЯ Родная страна во все времена сынам сильна Люди земли Русской Художественныебиографиивыдающихсяпредставителейрусскогонарода.Наприм ер: В.А.Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава«Рябово»). М.А.Булатов,В.И.Порудоминский.«Собиралчеловекслова…ПовестьоВ.И.Дале»(фраг мент). М.Л.Яковлев.«Сергий Радонежский приходит на помощь»(фрагмент). Народные праздники ,связанные с временами года Хорош праздник после трудов праведных Песни-веснянки. Произведенияопраздникахитрадициях,связанныхснароднымкалендарём.Наприме р: Л.Ф.Воронкова.«Девочка из города»(глава«Праздник весны»). В.А.Жуковский.«Жаворонок». А.С.Пушкин.«Птичка». И.С.Шмелёв.«Лето Господне»(фрагмент главы«Масленица»). О родной природе К зелёным далям с детства взор приучен Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о поле ,цветах. Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики» .И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает». М.С.Пляцковский. «Колокольчик». В.А.Солоухин.«Трава»(фрагмент). Ф.И.Тютчев.«Тихой ночью, поздним летом…» 4 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА Я и книги Испокон века книга растит человека Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении личности. Например: С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). Я взрослею Скромность красит человека Пословицы о скромности. Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте характера. Например: Е. В. Клюев. «Шагом марш». И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». Любовь всё побеждает Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии, сострадании, сопереживании, чуткости, любви как нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания. Например: Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». И.А Мазнин. «Летний вечер». Я и моя семья Такое разное детство Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. Например: Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» (главы «Маленький мир», «Мой первый „полёт”»). К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент). Я фантазирую и мечтаю Придуманные миры и страны Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. Например: Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). В. П. Крапивин. «Голубятня в Орехове» (фрагменты). РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ Родная страна во все времена сынами сильна Люди земли Русской Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например: Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). Ю.А.Гагарин. «Сто восемь минут» Что мы Родиной зовём Широка страна моя родная Произведения, отражающие любовь к Родине; красоту различных уголков родной земли. Например: М.Я.Бородицкая «В гостях у лесника». А. Д. Дорофеев. «Веретено». В. Г. Распутин. «Саяны». Сказ о валдайских колокольчиках. О родной природе Под дыханьем непогоды Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. Д.Б.Кедрин. «Мороз на стёклах». В. Д. Берестов. «Мороз». М.М.Зощенко. «Гроза». А.А.Блок. «После грозы». ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения федеральной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в ФГОС НОО. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности: Гражданско-патриотическое воспитание: -становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны; -осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; -сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; -уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора; -первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях. Духовно-нравственное воспитание: -признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного жизненного и читательского опыта; -проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием языковых средств, для выражения своего состояния и чувств, проявление эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка; -сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с использованием примеров художественных произведений. Эстетическое воспитание: -уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; -стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; -физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: -соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации; -бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения. Трудовое воспитание: -осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений. Экологическое воспитание: -бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: -первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий; -познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения литературного чтения на родном (русском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: -сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов; -объединять объекты (тексты) по определённому признаку; -определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов; -находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения, анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов; -выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; -устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: -с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией; -сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); -проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; -формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста, формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала; -прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: -выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения; -согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; -распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); -соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете; -анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; -понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; -проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; -признавать возможность существования разных точек зрения; -корректно и аргументированно высказывать своё мнение; -строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; -создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; -подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; -подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: -планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; -выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: -устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; -корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов; -соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов; -находить ошибку, допущенную при работе с текстами; -сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: -формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; -принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; -проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; -ответственно выполнять свою часть работы; -оценивать свой вклад в общий результат; -выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов; объединять объекты (тексты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов; находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы. Базовые исследовательские действия: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете; анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов; находить ошибку, допущенную при работе с текстами; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить: -понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; -осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения произведений русской литературы; -осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития, для познания себя, мира, национальной истории и культуры, для культурной самоидентификации, для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы; -ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами, обоснование нравственной оценки поступков героев; -овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов; -совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов); -применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа, полного или краткого, составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения); -самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга чтения; -использование справочных источников для получения дополнительной информации. К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном (русском) языке: -осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания себя, мира, национальной истории и культуры; -владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской литературы; -применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста; -использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о значении слова; -читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору. К концу обучения во 2классе обучающийся научится: — ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; — владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,олицетворений,эпитетовивидетьвтекстеданныесредствахудожественнойвыразительности; — совершенствоватьвпроцессечтенияпроизведенийрусскойлитературычитательск иеумения:читатьвслух и про себя, — владетьэлементарнымиприёмамиинтерпретациихудожественныхиучебныхтекст ов; — применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста ,доказывать и подтверждать собственное мнение с ссылками на текст; — обогащать собственный круг чтения; — соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от других видов искусства. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для культурной самоидентификации; определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов); самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1.МИР ДЕТСТВА 1.1. Я и книги 7 0 7 http://pedsovet.su, https://educont.ru 1.2. Я взрослею 9 1 8 http://pedsovet.su, https://educont.ru 1.3. Я фантазирую и мечтаю 7 0 7 .http://pedsovet.su, https://educont.ru Итого по разделу Раздел 2.РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 2.1. Что мы Родиной зовём 23 5 0 5 http://pedsovet.su, https://educont.ru 5 1 4 http://pedsovet.su, https://educont.ru 2.2. О родной природе Итого по разделу: ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 10 33 2 31 ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС №п/ Наименование разделов и тем программы п Количество часов Всего Контрольные работы 1.1. Я и книги 4 1 Практические работы Электронные(цифр овые)образователь ныересурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f 91d4 1.2. Я взрослею 6 1.3 Я и моя семья 7 1.4 Я фантазирую и мечтаю 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f 91d4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f 91d4 Итого по разделу 2.1 Родная страна во все времена сынами сильна 7 2.2 Народные праздники ,связанные с временами года 4 2.3 О родной природе 5 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f 91d4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f 91d4 1 34 Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 4 класс ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование Количество часов Дата п/п разделов и тем изучения программы всего контрольные практические работы работы Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. МИР ДЕТСТВА 1.1. Я и книги 4 Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений целыми словами; поиск ответов на вопросы, Устный опрос school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 1.2. Я взрослею 4 Чтение вслух: чтение произведений малых жанров фольклора; обсуждение проблемного вопроса «Кому чаще свойственна скромность — тому, кто многое умеет, или тому, кто почти ничего не умеет?» Устный опрос school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 1.3. Я и моя семья 6 Работа с текстом автобиографической повести К. В. Лукашевич «Моё милое детство». Поиск доказательств в Устный опрос school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka тексте при ответе на вопросы; Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению; Творческое задание: конструирование текста на основе фрагментов повести на одну из тем: «Домик детства»,«Бабушкино утро», «Дедушкино утро»; Понимание значения слов и выражений в тексте: определение и уточнение значений слов; 1.4. Я фантазирую и мечтаю 6 2 Характеристика текста художественного произведения: формулирование выводов о том, что в произведениях фантастики отражаются проблемы реального мира; актуализация внимательного отношения к деталям в художественных Устный опрос school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka произведениях подраздела; Внеклассное чтение: выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя; Итого по разделу 20 Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ 2.1. Люди земли Русской. 5 Чтение про себя: чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению; Понимание значения слов и выражений в тексте: поиск значений незнакомых слов в словаре; работа с географическими названиями; Работа с иллюстрациями к тексту: соотнесение иллюстраций с текстовым материалом; Устный опрос school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 2.2. Что мы Родиной зовём 2 2.3. О родной природе 7 Итого по разделу: 14 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 2 32 Учебный диалог: формулирование вывода после прочтения произведений подраздела; Устный опрос school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka Выбор стихотворения и выразительное чтение наизусть; Характеристика текста художественного произведения: сопоставление тематически близких произведений фольклора и русской литературы; поиск в тексте олицетворения; сравнение стихотворений, объединённых одной темой; Устный опрос school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов всего Дата изучения контрол практическ ьные ие работы работы 0 1 1. С.А.Баруздин. Самое простое дело 1 2. Л. В. Куклин. «Как я научился читать» 1 0 3. Л. В. Куклин. «Как я научился читать» 1 4. Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). 5. Дата факт Электронные цифровые образовательные ресурсы 01.09 http://pedsovet.su https://educont.ru 1 08.09 http://pedsovet.su https://educont.ru 0 1 22.09 http://pedsovet.su https://educont.ru 1 0 1 29.09 http://pedsovet.su https://educont.ru Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). 1 0 1 06.10 http://pedsovet.su https://educont.ru 6. Т.В.Толстая «Детство Лермонтова» (отрывок) 1 0 1 13.10 http://pedsovet.su https://educont.ru 7. Т.В.Толстая «Детство Лермонтова» (отрывок) 1 0 1 20.10 http://pedsovet.su https://educont.ru 8. Пословицы о дружбе. 1 0 1 27.10 http://pedsovet.su https://educont.ru 9. Н.К.Абрамцева «Цветы и зеркало» (в сокращении) 1 0 1 10.11 http://pedsovet.su https://educont.ru 1 0 1 17.11 http://pedsovet.su https://educont.ru 10. И.А.Мазнин «Давайте дружить друг с другом…» будем 11. С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг» 1 0 11 24.11 http://pedsovet.su https://educont.ru 12. Пословицы о правде и честности. 1 0 1 01.12 http://pedsovet.su https://educont.ru 13. В.А.Осеева «Почему?» 1 0 1 08.12 http://pedsovet.su https://educont.ru 14. В.А.Осеева «Почему?» Контрольная работа за 1 полугодие 1 1 0 15.12 http://pedsovet.su https://educont.ru 15. Л.Н.Толстой «Лгун» (басня) 1 0 1 22.12 http://pedsovet.su https://educont.ru 16. Русская народная сказка «Враль» 1 0 1 29.12 http://pedsovet.su https://educont.ru 17. Необычное в обычном. С.А. Иванов "Снежный заповедник" (фрагмент). 1 0 1 12.01 http://pedsovet.su https://educont.ru 18. В.В. Лунин "Я видела чудо". 1 0 1 19.01 http://pedsovet.su https://educont.ru 19. Р.С. Сеф «Чудо» 1 0 1 26.01 http://pedsovet.su https://educont.ru 20. В.В. Лунин "Я видела чудо". 1 0 1 02.02 http://pedsovet.su https://educont.ru 21. М.М. Пришвин "Осинкам холодно". 1 0 1 09.02 http://pedsovet.su https://educont.ru 22. М.М.Пришвин «Закат солнца» 1 0 1 16.02 http://pedsovet.su https://educont.ru 23. В.Ф. Тендряков "Весенние перевертыши" (фрагмент). 1 0 1 01.03 http://pedsovet.su https://educont.ru 24. С чего начинается Родина? С.А.Махотин «Этот дом со скрипучим крыльцом», Ф.П.Савинов «Родное» 25. Ф.П. Савинов "Родное" (фрагмент). 1 0 1 15.03 http://pedsovet.su https://educont.ru 1 0 1 22.03 http://pedsovet.su https://educont.ru 26. П.А. Синявский "Рисунок". 1 0 1 05.04 http://pedsovet.su https://educont.ru 27. К.Д. Ушинский "Наше Отечество". 1 0 1 12.04 http://pedsovet.su https://educont.ru 28. В.Ф.Боков «Откуда начинается Россия?» 1 0 1 19.04 http://pedsovet.su https://educont.ru 29. Русские народные загадки о солнце, луне, звездах, облаках. И.А. Бунин "Серп луны под тучкой длинной...". 1 0 1 26.04 http://pedsovet.su https://educont.ru 30. С.В. Востоков "Два яблока". 1 0 1 03.05 http://pedsovet.su https://educont.ru 31. В.М. Катанов "Жар-птица". Контрольная работа за 2 полугодие 1 1 0 10.05 http://pedsovet.su https://educont.ru 32. А.Н. Толстой "Петушки". 1 0 1 17.05 http://pedsovet.su https://educont.ru 33. Итоговый урок за год. 1 0 1 24.05 http://pedsovet.su https://educont.ru ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 2 31 И.А. Бунин "Серп луны под тучкой длинной...". ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № Тема урока п/п 1. 2. 3. 4. 5. Вводный контроль .Контрольная работа. Количество часов Всего Контрольные работы Практически е работы 1 1 0 Электронные цифровые образовательные ресурсы 04.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина»(глава«Нянины сказки»). Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею»(фрагмент). Дата изучения 1 0 0 11.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 1 0 0 18.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 Л. К. Чуковская. Памяти детства. Мой отец Корней Чуковский. 1 Пословицы. 1 0 0 25.09.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 0 0 02.10.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 6. 7. Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». 1 В.В.Бианки.«Сова». 1 0 0 09.10.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 0 0 16.10.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 8. 9. Б. В. Шергин. «Плотник в думает топором». 1 Е. А. Пермяк. «Маркел-самодели его дети». 1 10. В. В. Голявкин. «Этот мальчик». 0 0 23.10.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 0 0 06.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 1 0 0 13.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 11. С. П. Алексеев. «Медаль».Пословицы. 1 12. Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья». 1 0 0 20.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 0 0 27.11.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 13. М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок». 1 14. С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». 1 15. В. В. Голявкин. «Мой добры йпапа»(фрагмент).Пословицы 1 16. Промежуточный контроль .Контрольная работа. 1 17. Н. К. Абрамцева. «Заветное желание». 1 0 0 04.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 0 0 11.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 0 18.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 1 0 25.12.2023 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 0 0 08.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 18. Е.В.Григорьева.«Мечта». 1 0 0 15.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 19. Л. Н. Толстой. «Воспоминания»(глава«Фанфаронова гора»). 20. В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов»(глава«Рябово»). 1 21. М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал ч еловек слова… Повесть о В. И.Дале»(фрагмент). 1 0 0 22.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 1 0 0 29.01.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 0 0 05.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 22. М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь»(фрагмент). 1 0 0 12.02.2024 23. И. К. Языкова. «Преподобный Сергий Радонежский». =1 0 0 19.02.2024 Библиотека ЦОК 24. И.С.Шмелёв «Масленница». 1 https://m.edsoo.ru/f29f91d4 0 0 26.02.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 25. Песни-веснянки. 1 0 0 04.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 26. Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). 1 27. В.А. Жуковский. «Жаворонок».А. С.Пушкин.«Птичка». 1 28. А. А. Коринфский «Август – собериха». «Спожники». 1 29. Загадка. И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает...» 1 30. Л. Ф. Воронкова.«Подснежники». 1 31. Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики». 1 32. М. С. Пляцковкий.«Колокольчик». 1 0 0 11.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 0 0 18.03.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 0 0 01.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 0 0 08.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 0 0 15.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 0 0 22.04.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 0 0 06.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 33. В. А. Солоухин. "Трава". Е. А.Благинина «Журавушка». 1 34. Итоговый контроль .Контрольная работа. 1 ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГР АММЕ 0 0 13.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 1 0 20.05.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4 34 3 0 4 класс № п/п Тема урока ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов всего 1. Я и книги. Дата (план) Дата Электронные (цифровые) (факт) обобразовательные ресурсы контрольн ые работы 1 05.09 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). 2. И.А. Гончаров Фрегат «Паллада» 1 12.09 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 3. С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (отрывок) 1 19.09 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 4 С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (отрывок). 1 26.09 5 Я взрослею. 1 03.10 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka Л.Л. Яхнин «Храбрец» .И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». 6. Е. В. Клюев. «Шагом марш». 1 10.10 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 7. Б. П. Екимов «Ночь исцеления». 1 17.10 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 8 Б. П. Екимов «Ночь исцеления». И.А. Мазнин « Летний вечер» 1 24.10 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 1 07.11 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» 1 14.11 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 11. М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» 1 21.11 Международный день школьных библиотек. 9. Я и моя семья. К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» День народного единства 10 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» 1 28.11 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 13. Е. Н. Верейская. «Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает» 1 05.12 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka Е. Н. Верейская. «Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает» 1 12.12 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 1 19.12 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 12 14 15. Я фантазирую и мечтаю. Т. В. Михеева. «Асино лето» 16 Т. В. Михеева. «Асино лето». 1 26.12 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 17 В.П. Крапивин. «Голубятня в Орехов е» 1 09.01 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 18 В.П. Крапивин. «Голубятня в Орехове» 1 19 Сочинение по теме «Придуманные миры» 1 20 Проверочная работа по итогам изучения раздела «Мир детства» 1 21. Люди земли Русской. 16.01 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 1 23.01 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 1 30.01 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 1 06.02 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 1 13.02 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 1 20.02 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). 22 К.И.Кунин «За три моря. Путешествие Афанасия Никитина». Международный день родного языка. 23 Афанасий Никитин «Хождение за три моря». 24. В.А.Гагарин «Мой брат Юрий» 1 27.02 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 1 05.03 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 26. Что мы Родиной зовём. А. Д. Дорофеев. «Веретено», «Сказ о валдайских колокольчиках». 1 12.03 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 27. М.Я Бородицкая « В гостях у лесника». Г.Я Снегирёв «Карликовая берёзка» В. Г. Распутин. «Саяны». 1 19.03 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 28. О родной природе. 1 15.04 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 1 02.04 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 25 Ю.А.Гагарин «Сто восемь минут». Г.С.Титов «Наш Гагарин» Русские народные загадки и пословицы о морозе. «Морозко» . В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» 29. Д.Б. Кедрин «Мороз на стёклах». Н.Н. Асеев «Такой мороз» . В.Д. Берестов «Мороз» 30. Русские народные загадки о грозе. М.М. Зощенко «Гроза» . Н.Г. ГаринМихайловский «Детство Тёмы». 1 16.04 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 31 А.А. Блок «Перед грозой», «После грозы» 1 23.04 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 32 Русские народные загадки о ветре. В.А. Солоухин «Ветер» 1 30.04 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 33 Проверочная работа по итогам изучения раздела «Россия – Родина моя» 1 07.05 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 14.05 school-collection.edu.ru http://windows.edu/ru ttp://www.nachalka.com/biblioteka 1 День славянской письменности. 34 Повторение пройденного материала. 1 21.05 28.05 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Контр.раб 2 Практ.32 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Учебник «Литературное чтение на родном русском языке» 1-4 класс О.М.Александрова.; М.И.Кузнецова.; Л.А.Романова М.: Просвещение; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методическое пособие 1-4 класс О.М.Александрова, М.И. Кузнецова Л.В.Петленко, В.Ю. Романова Москва "Учебная литература ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1.school-collection.edu.ru 2. http://pedsovet.su 3. https://educont.ru 4. http://pedsovet.su 5. https://educont.ru 6. https://multiurok.ru