Министерство Просвещения Российской Федерации Министерство образования и науки Республики Дагестан МР «Кизлярский район» МКОУ «НовокрестьяновскаяСОШ» . РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Математическая грамотность» Начальное общее образование 3 класс Количество часов:34 ч Учитель:Етмишова З.А. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Работа по программе внеурочной деятельности “Математическая грамотность”, с учетом требований ФГОС призвана обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных результатов. Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в области математики: Ученик научится Ученик получит возможность научиться Личностные универсальные учебные действия: Обучающийся получит возможность для формирования: - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; У обучающегося будут сформированы: - учебно-познавательный интерес к новому учебному - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам материалу и способам решения новой частной задачи; решения задач; -умение адекватно оценивать результаты своей работы - адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной на основе критерия успешности учебной деятельности; деятельности; -понимание причин успеха в учебной деятельности; - осознанного понимания чувств других людей и сопереживать им -умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью одноклассников, учителя; -представление об основных моральных нормах Обучающийся получит возможность научиться: Регулятивные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: - прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной - принимать и сохранять учебную задачу; ситуации; - планировать этапы решения задачи, определять - проявлять познавательную инициативу и самостоятельность; последовательность учебных действий в соответствии с - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия поставленной задачей; и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи. - осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; - анализировать ошибки и определять пути их преодоления; - различать способы и результат действия; - адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: - анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; - анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения; - находить сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания объектов; - классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп. - устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - выделять в тексте основную и второстепенную информацию; -формулировать проблему; -строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах; - устанавливать причинно- следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями. Коммуникативные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: - принимать участие в совместной работе коллектива; - вести диалог, работая в парах, группах; - допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение; - координировать свои действия с действиями партнёров; - корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию; - задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль совместных Обучающийся получит возможность научиться: - строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии; - выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи; - строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственных связей; - различать обоснованные и необоснованные суждения; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера. Обучающийся получит возможность научиться: -критически относиться к своему и чужому мнению; - уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - принимать самостоятельно решения; - содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников. действий; - совершенствовать математическую речь; - высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания; 2. Содержание учебного предмета, курса Тема занятия 1. Математика – царица наук. Количество часов 1 Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. 2. Как люди научились считать.- 1 Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов. 3. Интересные приемы устного счёта.- 1 час Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. 4. Решение занимательных задач в стихах. – 1 час 1 1 Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение» 5. Упражнения с числами. – 1 час Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. 6. Учимся отгадывать ребусы.- 1 час 1 1 Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций. 7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1 час 1 Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов. 8. Упражнения с числами.- 1 час Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. 9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час 1 1 Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне. 10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 1 час 1 Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. 11. Загадки- смекалки. – 1 час 1 Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений. 12. Игра «Знай свой разряд». – 1 час 1 Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов. 13. Обратные задачи.- 1 час 1 Решение обратных задач, используя круговую схему. 14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час 1 Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час 1 Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач. 16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 1 час Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты. 1 17. Решение нестандартных задач. – 1 час 1 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 1 18. Решение олимпиадных задач. – 1 час Решение задач повышенной сложности. 19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час 1 Решение задач международной игры «Кенгуру». 20. Математические горки. – 1 час 1 Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах. 21. Наглядная алгебра. - 1 час 1 Включение в активный словарь детей алгебраических терминов. 22. Решение логических задач. – 1 час 1 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час 1 Закрепление знаний нумерации чисел. 24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час 1 Исторические сведения: - кто такой Архимед - открытия Архимеда - вклад в науку 25. Задачи с многовариантными решениями. – 1 час 1 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час 1 Исторические сведения: - кто такой Пифагор - открытия Пифагор - вклад в науку 27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час 1 Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов. 28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час 1 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 29. Математический КВН. – 1 час Систематизация знаний по изученным разделам. 1 30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов 31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 1 32. Математический КВН.- 1 час Систематизация знаний по изученным разделам. 1 33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа 1 Систематизация знаний по изученным разделам. 3. Календаро-тематическое планирование № п/п 1 Дата Тема урока Колич. час. 1 Основные виды учебной Требования к уровню деятельности подготовки учащихся Инсценированные (Пифагор и Обучающийся Математика). Выполнение логических научится:Анализировать заданий. предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; 01/09 Вводное занятие «Математика – царица наук» 2 08/09 Как люди научились считать. 1 Выполнение заданий презентации Применять изученные способы «Как люди научились считать» учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; 3 14/09 Интересные приемы устного счёта. 1 Устный счёт 4 22/09 Решение занимательных задач в стихах. 1 Работа в группах: инсценирования Искать и выбирать загадок, решение задач необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; 5 29.09 Упражнения с многозначными числами (класс млн.) 1 Работа с алгоритмами Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; 6 06.10 Учимся отгадывать ребусы. 1 Составление математических ребусов 7 13.10 Числа-великаны. Коллективный счёт. 1 Решение теста -кроссворда 8 20.10 Упражнения с многозначными числами (класс млр.) 1 Работа с алгоритмом Решать и составлять ребусы, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Работать в группе, с агоритмом . Работать в группе, с агоритмом . 9 27.10 Решение ребусов и логических задач. 1 Самостоятельная работа Решать и составлять ребусы, содержащих числа, решать составные задачи. 10 10.11 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. 1 Составление схем, диаграмм Составлять схемы, диаграммы. 11 17.11 Загадки- смекалки. 1 Составление загадок, требующих Составлять смекалку. математического решения 12 24.11 Игра «Знай свой разряд». 1 Работа с таблицей разрядов Работать с таблицей разрядов 13 01.12 Обратные задачи. 1 Работа в группах «Найди пару» Работать в группе, с агоритмом . 14 08.12 Практикум «Подумай и реши». 1 Самостоятельное решение задач с Решать задачи с одинаковыми цифрами одинаковыми цифрами загадки на 15 15.12 Задачи с изменением вопроса. 1 16 22.12 «Газета любознательных». 1 17 29.12 Решение нестандартных задач. 1 18 12.01 Решение олимпиадных задач. 1 19 19.01 Решение задач международной игры «Кенгуру» 1 Решение трудности заданий повышенной Решать задания повышенной трудности. 20 26.01 Школьная олимпиада 1 Решение трудности заданий повышенной Решать задания повышенной трудности. 21 02.02 Игра «Работа над ошибками» 1 Работа над ошибками олимпиадных Видеть и ошибки. заданий 22 09.02 Математические горки. 1 Решение задач неравенств 23 16.02 Наглядная алгебра. 1 Работа в группах: инсценирование Работать в группе. 24 01.03 Решение логических задач. 1 Схематическое изображение задач 25 15.03 Игра «У кого какая цифра» 1 Творческая работа Схематически изображать задачу. Работать в группе. 26 22.03 Знакомьтесь: Архимед! 1 Работа с энциклопедиями справочной литературой 27 05.04 Задачи 1 с многовариантными Инсценирование задач Решать задачи с одинаковыми цифрами Проектная деятельность Работать в группе, распределять роли при подготовке проекта. Решение задач на установление Решать задачи на установление причинно-следственных причинно-следственных отношений отношений. Решение заданий повышенной Решать задания повышенной трудности. трудности на исправлять свои преобразование Решать задачи на преобразование неравенств. и Работать в группе, искать и обрабатывать информацию в печатных источниках. Работа над созданием проблемных Создавать алгоритмы решений, решениями. ситуаций, требующих решать математическую поставленную проблему. математического решения 28 12.04 Знакомьтесь: Пифагор! 1 29 19.04 Задачи с многовариантными решениями. 1 Работа с информацией презентации: Работать в группе, работать с разными источниками, «Знакомьтесь: Пифагор!» находить информацию. Работа в парах по решению задач Работать в паре. 3031 26.04 03.05 Учимся комбинировать элементы знаковых систем. 2 Составление знаковых систем Работать алгоритму. 32 10.05 Задачи с многовариантными решениями. 1 Индивидуальная работа Планировать свою работу. 33 34 17.05 24.05 Математический КВН 1 Коллективная работа по составлению Работать в группе, проявлять смекалку. отчёта о проделанной работе Круглый стол «Подведем итоги» по заданному