Министерство Просвещения Российской Федерации
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МР «Кизлярский район»
МКОУ «НовокрестьяновскаяСОШ»
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Математическая грамотность»
Начальное общее образование 3 класс
Количество часов:34 ч
Учитель:Етмишова З.А.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Работа по программе внеурочной деятельности “Математическая грамотность”, с учетом требований ФГОС призвана обеспечить
достижение личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных результатов.
Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в области математики:
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Личностные универсальные учебные действия:
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
У обучающегося будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
материалу и способам решения новой частной задачи;
решения задач;
-умение адекватно оценивать результаты своей работы
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной
на основе критерия успешности учебной деятельности;
деятельности;
-понимание причин успеха в учебной деятельности;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживать им
-умение определять границы своего незнания,
преодоление трудности с помощью одноклассников,
учителя;
-представление об основных моральных нормах
Обучающийся получит возможность научиться:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной
- принимать и сохранять учебную задачу;
ситуации;
- планировать этапы решения задачи, определять
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
последовательность учебных действий в соответствии с
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия
поставленной задачей;
и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по
результату под руководством учителя;
- анализировать ошибки и определять пути их
преодоления;
- различать способы и результат действия;
- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- анализировать объекты, выделять их характерные
признаки и свойства, узнавать объекты по заданным
признакам;
- анализировать информацию, выбирать рациональный
способ решения;
- находить
сходства, различая, закономерности,
основания для упорядочивания объектов;
- классифицировать объекты по заданным критериям и
формулировать названия полученных групп.
- устанавливать закономерности, соотношения между
объектами в процессе наблюдения и сравнения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- выделять в тексте основную и второстепенную
информацию;
-формулировать проблему;
-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;
- устанавливать причинно- следственные отношения
между изучаемыми понятиями и явлениями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать участие в совместной работе коллектива;
- вести диалог, работая в парах, группах;
- допускать существование различных точек зрения,
уважать их точку зрения, уважать чужое мнение;
- координировать свои действия с действиями
партнёров;
- корректно высказывать своё мнение, обосновывать
свою позицию;
- задавать вопросы для организации собственной и
совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль совместных
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии;
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных
вариантов решения задачи;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем
творческого и
поискового характера.
Обучающийся получит возможность научиться:
-критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
действий;
- совершенствовать математическую речь;
- высказывать суждения, используя различные аналоги
понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл
высказывания;
2. Содержание учебного предмета, курса
Тема занятия
1. Математика – царица наук.
Количество часов
1
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.-
1
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со
счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 1 час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения
математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 1 час
1
1
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с числами. – 1 час
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько
действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 1 час
1
1
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1 час
1
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с числами.- 1 час
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько
действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час
1
1
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом
уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 1 час
1
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными,
лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 1 час
1
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 1 час
1
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
1
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
1
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
1
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 1 час
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
1
17. Решение нестандартных задач. – 1 час
1
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
1
18. Решение олимпиадных задач. – 1 час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
1
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 1 час
1
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
21. Наглядная алгебра. - 1 час
1
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 1 час
1
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
1
Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
1
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 1 час
1
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
1
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
1
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
1
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
1
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
1
32. Математический КВН.- 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
1
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа
1
Систематизация знаний по изученным разделам.
3. Календаро-тематическое планирование
№
п/п
1
Дата
Тема урока
Колич.
час.
1
Основные виды учебной
Требования к уровню
деятельности
подготовки учащихся
Инсценированные
(Пифагор
и Обучающийся
Математика). Выполнение логических научится:Анализировать
заданий.
предложенные
варианты
решения задачи, выбирать из
них верные, выбирать наиболее
эффективный способ решения
задачи;
01/09
Вводное занятие «Математика – царица
наук»
2
08/09
Как люди научились считать.
1
Выполнение заданий презентации Применять изученные способы
«Как люди научились считать»
учебной работы и приёмы
вычислений для работы с
числовыми головоломками;
3
14/09
Интересные приемы устного счёта.
1
Устный счёт
4
22/09
Решение занимательных задач в стихах.
1
Работа в группах: инсценирования Искать
и
выбирать
загадок, решение задач
необходимую
информацию,
содержащуюся в тексте задачи,
на рисунке или в таблице, для
ответа на заданные вопросы;
Анализировать правила игры,
действовать в соответствии с
заданными правилами;
5
29.09
Упражнения с многозначными числами
(класс млн.)
1
Работа с алгоритмами
Объяснять
(обосновывать)
выполняемые и выполненные
действия;
6
06.10
Учимся отгадывать ребусы.
1
Составление математических ребусов
7
13.10
Числа-великаны. Коллективный счёт.
1
Решение теста -кроссворда
8
20.10
Упражнения с многозначными числами
(класс млр.)
1
Работа с алгоритмом
Решать и составлять ребусы,
содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку).
Работать в группе, с агоритмом
.
Работать в группе, с агоритмом
.
9
27.10
Решение ребусов и логических задач.
1
Самостоятельная работа
Решать и составлять ребусы,
содержащих числа, решать
составные задачи.
10
10.11
Задачи с неполными данными,
лишними, нереальными данными.
1
Составление схем, диаграмм
Составлять схемы, диаграммы.
11
17.11
Загадки- смекалки.
1
Составление загадок,
требующих Составлять
смекалку.
математического решения
12
24.11
Игра «Знай свой разряд».
1
Работа с таблицей разрядов
Работать с таблицей разрядов
13
01.12
Обратные задачи.
1
Работа в группах «Найди пару»
Работать в группе, с агоритмом
.
14
08.12
Практикум «Подумай и реши».
1
Самостоятельное решение задач с Решать задачи с одинаковыми
цифрами
одинаковыми цифрами
загадки
на
15
15.12
Задачи с изменением вопроса.
1
16
22.12
«Газета любознательных».
1
17
29.12
Решение нестандартных задач.
1
18
12.01
Решение олимпиадных задач.
1
19
19.01
Решение задач международной игры
«Кенгуру»
1
Решение
трудности
заданий
повышенной Решать задания повышенной
трудности.
20
26.01
Школьная олимпиада
1
Решение
трудности
заданий
повышенной Решать задания повышенной
трудности.
21
02.02
Игра «Работа над ошибками»
1
Работа над ошибками олимпиадных Видеть и
ошибки.
заданий
22
09.02
Математические горки.
1
Решение задач
неравенств
23
16.02
Наглядная алгебра.
1
Работа в группах: инсценирование
Работать в группе.
24
01.03
Решение логических задач.
1
Схематическое изображение задач
25
15.03
Игра «У кого какая цифра»
1
Творческая работа
Схематически
изображать
задачу.
Работать в группе.
26
22.03
Знакомьтесь: Архимед!
1
Работа
с
энциклопедиями
справочной литературой
27
05.04
Задачи
1
с
многовариантными
Инсценирование задач
Решать задачи с одинаковыми
цифрами
Проектная деятельность
Работать
в
группе,
распределять
роли
при
подготовке проекта.
Решение задач на установление Решать задачи на установление
причинно-следственных
причинно-следственных отношений
отношений.
Решение
заданий
повышенной Решать задания повышенной
трудности.
трудности
на
исправлять
свои
преобразование Решать
задачи
на
преобразование неравенств.
и Работать в группе, искать и
обрабатывать информацию в
печатных источниках.
Работа над созданием проблемных Создавать алгоритмы решений,
решениями.
ситуаций,
требующих решать
математическую
поставленную
проблему.
математического решения
28
12.04
Знакомьтесь: Пифагор!
1
29
19.04
Задачи с многовариантными
решениями.
1
Работа с информацией презентации: Работать в группе, работать с
разными
источниками,
«Знакомьтесь: Пифагор!»
находить информацию.
Работа в парах по решению задач
Работать в паре.
3031
26.04
03.05
Учимся комбинировать элементы
знаковых систем.
2
Составление знаковых систем
Работать
алгоритму.
32
10.05
Задачи с многовариантными
решениями.
1
Индивидуальная работа
Планировать свою работу.
33
34
17.05
24.05
Математический КВН
1
Коллективная работа по составлению Работать в группе, проявлять
смекалку.
отчёта о проделанной работе
Круглый стол «Подведем итоги»
по
заданному