Рабочая программа по КТНД ООО на 2023-2024 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МР "Кизлярский район"
МКОУ "Новокрестьяновская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Культура и традиции народов Дагестана»
для обучающихся 9 класса

Новокрестьяновское 2023

Пояснительная записка
Очень важно бережное отношение к культурным ценностям каждого народа, без учета
которых невозможно-полноценно познать и представить общероссийскую и мировую
культуру. В этой связи в последние десятилетия в дагестанском Демократические
перемены, которые происходят в последние десятилетия в российском обществе,
предусматривают внимательное обществе наметились позитивные перемены,
направленные на глубокое изучение и познание культурных истоков и возрождения
народных традиций и морально-этических ценностей, накопленных предшествующими
поколениями дагестанцев.
Изучение и возрождение культуры и традиций в современном мире тем более
актуально, что в условиях глобализации и вестернизации (вытеснение традиционной
культуры Западной) существует реальная угроза потери культурной идентичности дагестанских народов, которая может привести к девальвации их духовно-нравственных и
морально-этических ценностей.
Курс «Культура и традиции народов Дагестана» является учебно-познавательным и
прикладным предметом, основанный на разработках ряда научных дисциплин, в том
числе этнографии, культурологии и этнопедагогики. В этом смысле предлагаемый курс
носит междисциплинарный характер. И в то же время данная дисциплина является
самостоятельной и специфичной, так как, не дублируя и не подменяя другие
дисциплины, она способствует познанию и использованию накопленных знаний по
культуре и традициям подрастающими поколениями дагестанцев в практической
деятельности.
С учетом того, что данная дисциплина введена в школьные программы относительно
недавно (с 1992 года), специалистами в данной отрасли проделана значительная работа
по возрождению и внедрению знаний по предлагаемому курсу в системе образования
Республики Дагестан. В том числе немалая заслуга в разработке дисциплины «Культура
и традиции народов Дагестана» принадлежит его родоначальникам Ш.А. Мирзоеву и
ТТ. Саидову, которые в числе первых выступили составителями программ и учебнометодической литературы по предлагаемому курсу. Весомый вклад в развитие знаний
по культуре и традициям принадлежит профессору P.M. Магомедову, который своей
небольшой по объему, но емкой по содержанию работой «Обычаи и традиции
народов Дагестана» (Махачкала, 1992) сыграл значительную роль по внедрению
дисциплины в общеобразовательные учреждения республики.
В начальных классах школ республики также издается дисциплина «Культура и
традиции народов Дагестана», а учебники и учебно-методическая литература, помимо
русского языка, составлены на национальных языках народов Дагестана.
Плодотворная работа по разработке программы и уроков для 9 класса в рамках
предлагаемой дисциплины проделана доцентом кафедры истории и обществознания
института повышения квалификации педагогических кадров (ДИГОШТС) при
Министерстве образования и науки М.А. Магомедовой, Наряду с вышеназванными
специалистами, значительную работу по разработке отдельных направлений по

культуре и традициям народов Дагестана проводятся в институте истории, археологии
и этнографии (ИИАЭ), а также в институте языка, литературы и искусств (ИЯЛИ)
Дагестанского научного центра Российской Академии наук.
При составлении предлагаемых учебников и программы для 8-9-х классов по культуре
и традициям народов Дагестана предпринята попытка с учетом последних достижений
науки творчески развить все то, что было проделано предшествующими специалистами
по данной дисциплине. Как отмечает М.А. Магомедова, культуру и традиции народов
Дагестана можно рассмотреть в двух проекциях: культурологическом и историкоэтнографическом, и при этом сама предпочитает придерживаться второго варианта. Мы
также полагаем, что если в названии предмета наряду с
термином «культура», присутствует термин «традиция», то непременно следует
придерживаться историко-этнографического принципа при составлении учебнометодической литературы, и, соответственно, в преподавании данной дисциплины.
Целями дисциплины о«Культуре и традициям народов Дагестана» являются:
Теоретическая - изучение и постижение подрастающими поколениями основ
культурной идентичности дагестанских народов, учитывая при этом, что культура
местных народов является неотъемлемой частью общероссийской и мировой культуры.
Практическая - воспитание подрастающих поколений дагестанцев на позитивных
морально-нравственных и этических приоритетах и традициях, унаследованных от
прошлых поколений и, соответственно, уважительного отношения к ним.
Привитие молодому поколению чувства межнациональной, солидарности и единения
всех дагестанских народов, которое наблюдается как в традиционном прошлом, так и
настоящем.
Задачами дисциплины являются:
Сформировать у учащихся представление о самобытности культуры и традиций
дагестанских народов, которые сложились в тесном культурном, торговоэкономическом, политическом, социальном сотрудничестве с другими народами
Кавказа.
Прививать чувство уважения как к локальным, так и общедагестанским культурным
ценностям, учитывая при этом, что основа патриотизма и гражданственности
закладывается в детстве и начинается, прежде всего, с любви к своей малой Родине.
Воспитывать уважительное отношение к дагестанским духовно-нравственным и
морально-этическим ценностям и правилам поведения в семье и обществе, основанным
на таких нравственных приоритетах, как «ях1~намус».
Прививать подрастающему поколению дагестанцев чувство интернациональной
солидарности и гражданственности по принципу: Дагестан - это наш общий дом и его
благополучие за» висит от наших совместных усилий и гражданской позиции каждого
из нас.

Показать, что народы Дагестана как в традиционном прошлом, так и в настоящем
вносят весомый вклад в общероссийскую и мировую культуру. Это касается, как
спортивных достижений, так и искусства, литературы, фольклора, произведений
народных умельцев, канатоходства, хореографии, научной и религиозной сферы,
военного искусства и т.д.
6. Посредством привлечения местного материала, привить подрастающему поколению
чувство единения со своим краем, а также способствовать познанию и соблюдению
культуры доброжелательных межличностных отношений.
Методические рекомендации
В процессе преподавания данной дисциплины следует проявлять особый такт и
уважительное отношение к национальным особенностям всех народов Дагестана,
Особенно это касается тех районов, где компактно проживают представители разных
национальностей. При этом следует помнить, что чувство национальной идентичности
является одним из самых легко уязвимых.
С учетом того, что в Дагестане проживают представители разных религий и
религиозных течений, соответствующий такт следует проявлять также к
представителям разных конфессий.
В предлагаемой программе и учебной литературе предоставляется значительный
простор для привлечения в процесс обучения местного материала. По отдельным
аспектам изучаемого материала можно предварительно поручать учащимся подготовить небольшие рефераты, с которыми они могут выступить как на уроках, так и
внеурочных тематических мероприятиях. Такая форма проведения занятий будет
стимулировать любознательность учащихся, способствовать выработке
самостоятельности в обучении, а также сделает изучаемый материал наглядным.
Также представляется целесообразным на уроках проводить непродолжительные
диспуты в форме брифингов по наиболее актуальным аспектам, в ходе которого
каждый учащийся имеет возможность выразить свою точку зрения по обсуждаемой
проблеме. Такая форма проведения занятия призвана способствовать широкому
привлечению учащихся, а также сделает процесс 'обучения активным и увлекательным.
(17 часов в год) автор Г.Х. Магомедсалихов. Издательство «Лотос» Махачкала 2009г.
Дополнительных пособий для учителя:
Методические рекомендации и разработки уроков для 9 класса. Автор
М.А.Магомедова. Махачкала 2009
Народы Дагестана. Автор А.Р.Магомедов .Махачкала 2003
Журнал. Народы Дагестана.

Календарно тематическое планирование по КТНД 9 класс (17 часов в год) автор
Г.Х.Магомедсалихов. Издательство «Эпоха» Махачкала 2009 г.
№

Тема урока

Кол- Домашнее
во
задание
часов

Дата

1

Введение. Традиционная духовная культура
дагестанцев

1

4.09

2

Развитие мусульманской культуры в Дагестане.

1

П.1-2стр.8

11.09

Основы вероучения ислама общечеловеческие ценности
в исламе.
Мусульманское образование в Дагестане
3

Традиционная народная медицина.

1

П.4стр.28

18.09

4

Устное народное творчество как основа национальной 1
культуры.

П.5стр.ЗЗ

25.09

П.6стр.40

Книжная культура и массовая
информация в Дагестане.
5

Становление светского образования в Дагестане.

1

П.7стр.48

2.10

6

Культура и традиции татов и
горских евреев Дагестане.

1

П.8стр.55

9.10

П.Эстр.бО

Культура
и традиции русскоязычных народов Дагестана.
7

Морально-нравственный кодекс
поведения..Повторительно-обобщающий урок.

1

Повторить. 16.10

8

Морально -нравственный кодекс поведения у народов
Дагестана.

1

П.10стр.65

Культура мусульманского права.

П.11стр.71

23.10

9

Культура обычного права в традициях народов
Дагестане.

1

П.12стр.78

6.11

П.1314стр.84

Правовые нормы и традиции обеспечения мира и
согласия.
10

Алимы и просветители Дагестана. Физическая культура 1
и спорт народов Дагестана.

П.15стр.92

13.11

11

Физическая культура в традиционном дагестанском
обществе.

П.16стр.98

20.11

1

П. 17стр.
104

Физическая культура и спорт в современном Дагестане.
12

Повторительно-обобщающий урок. Культурные
процессы в Дагестане в советское время.

1

Повторить. 27.11

13

Изобразительное искусство народов Дагестана.

1

П.1818стр.112

4.12

14

Театрально -сценическое искусство Дагестана.

П.2021стр.119

11.12

15

Музыкальная культура народов Дагестана.
Танцевальный фольклор и
хореографическое искусство народов Дагестана.

1

П.2223стр.132

18.12

16

Культурные процессы в Дагестане в хх- начале хх в.

1

П.2526стр.148

25.12

17

Повторительно-обобщающий урок

1

П.1-26стр8 29.12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(963) 406-21-69

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».