МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Дагестан МР "Кизлярский район" МКОУ "Новокрестьяновская СОШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Культура и традиции народов Дагестана» для обучающихся 9 класса Новокрестьяновское 2023 Пояснительная записка Очень важно бережное отношение к культурным ценностям каждого народа, без учета которых невозможно-полноценно познать и представить общероссийскую и мировую культуру. В этой связи в последние десятилетия в дагестанском Демократические перемены, которые происходят в последние десятилетия в российском обществе, предусматривают внимательное обществе наметились позитивные перемены, направленные на глубокое изучение и познание культурных истоков и возрождения народных традиций и морально-этических ценностей, накопленных предшествующими поколениями дагестанцев. Изучение и возрождение культуры и традиций в современном мире тем более актуально, что в условиях глобализации и вестернизации (вытеснение традиционной культуры Западной) существует реальная угроза потери культурной идентичности дагестанских народов, которая может привести к девальвации их духовно-нравственных и морально-этических ценностей. Курс «Культура и традиции народов Дагестана» является учебно-познавательным и прикладным предметом, основанный на разработках ряда научных дисциплин, в том числе этнографии, культурологии и этнопедагогики. В этом смысле предлагаемый курс носит междисциплинарный характер. И в то же время данная дисциплина является самостоятельной и специфичной, так как, не дублируя и не подменяя другие дисциплины, она способствует познанию и использованию накопленных знаний по культуре и традициям подрастающими поколениями дагестанцев в практической деятельности. С учетом того, что данная дисциплина введена в школьные программы относительно недавно (с 1992 года), специалистами в данной отрасли проделана значительная работа по возрождению и внедрению знаний по предлагаемому курсу в системе образования Республики Дагестан. В том числе немалая заслуга в разработке дисциплины «Культура и традиции народов Дагестана» принадлежит его родоначальникам Ш.А. Мирзоеву и ТТ. Саидову, которые в числе первых выступили составителями программ и учебнометодической литературы по предлагаемому курсу. Весомый вклад в развитие знаний по культуре и традициям принадлежит профессору P.M. Магомедову, который своей небольшой по объему, но емкой по содержанию работой «Обычаи и традиции народов Дагестана» (Махачкала, 1992) сыграл значительную роль по внедрению дисциплины в общеобразовательные учреждения республики. В начальных классах школ республики также издается дисциплина «Культура и традиции народов Дагестана», а учебники и учебно-методическая литература, помимо русского языка, составлены на национальных языках народов Дагестана. Плодотворная работа по разработке программы и уроков для 9 класса в рамках предлагаемой дисциплины проделана доцентом кафедры истории и обществознания института повышения квалификации педагогических кадров (ДИГОШТС) при Министерстве образования и науки М.А. Магомедовой, Наряду с вышеназванными специалистами, значительную работу по разработке отдельных направлений по культуре и традициям народов Дагестана проводятся в институте истории, археологии и этнографии (ИИАЭ), а также в институте языка, литературы и искусств (ИЯЛИ) Дагестанского научного центра Российской Академии наук. При составлении предлагаемых учебников и программы для 8-9-х классов по культуре и традициям народов Дагестана предпринята попытка с учетом последних достижений науки творчески развить все то, что было проделано предшествующими специалистами по данной дисциплине. Как отмечает М.А. Магомедова, культуру и традиции народов Дагестана можно рассмотреть в двух проекциях: культурологическом и историкоэтнографическом, и при этом сама предпочитает придерживаться второго варианта. Мы также полагаем, что если в названии предмета наряду с термином «культура», присутствует термин «традиция», то непременно следует придерживаться историко-этнографического принципа при составлении учебнометодической литературы, и, соответственно, в преподавании данной дисциплины. Целями дисциплины о«Культуре и традициям народов Дагестана» являются: Теоретическая - изучение и постижение подрастающими поколениями основ культурной идентичности дагестанских народов, учитывая при этом, что культура местных народов является неотъемлемой частью общероссийской и мировой культуры. Практическая - воспитание подрастающих поколений дагестанцев на позитивных морально-нравственных и этических приоритетах и традициях, унаследованных от прошлых поколений и, соответственно, уважительного отношения к ним. Привитие молодому поколению чувства межнациональной, солидарности и единения всех дагестанских народов, которое наблюдается как в традиционном прошлом, так и настоящем. Задачами дисциплины являются: Сформировать у учащихся представление о самобытности культуры и традиций дагестанских народов, которые сложились в тесном культурном, торговоэкономическом, политическом, социальном сотрудничестве с другими народами Кавказа. Прививать чувство уважения как к локальным, так и общедагестанским культурным ценностям, учитывая при этом, что основа патриотизма и гражданственности закладывается в детстве и начинается, прежде всего, с любви к своей малой Родине. Воспитывать уважительное отношение к дагестанским духовно-нравственным и морально-этическим ценностям и правилам поведения в семье и обществе, основанным на таких нравственных приоритетах, как «ях1~намус». Прививать подрастающему поколению дагестанцев чувство интернациональной солидарности и гражданственности по принципу: Дагестан - это наш общий дом и его благополучие за» висит от наших совместных усилий и гражданской позиции каждого из нас. Показать, что народы Дагестана как в традиционном прошлом, так и в настоящем вносят весомый вклад в общероссийскую и мировую культуру. Это касается, как спортивных достижений, так и искусства, литературы, фольклора, произведений народных умельцев, канатоходства, хореографии, научной и религиозной сферы, военного искусства и т.д. 6. Посредством привлечения местного материала, привить подрастающему поколению чувство единения со своим краем, а также способствовать познанию и соблюдению культуры доброжелательных межличностных отношений. Методические рекомендации В процессе преподавания данной дисциплины следует проявлять особый такт и уважительное отношение к национальным особенностям всех народов Дагестана, Особенно это касается тех районов, где компактно проживают представители разных национальностей. При этом следует помнить, что чувство национальной идентичности является одним из самых легко уязвимых. С учетом того, что в Дагестане проживают представители разных религий и религиозных течений, соответствующий такт следует проявлять также к представителям разных конфессий. В предлагаемой программе и учебной литературе предоставляется значительный простор для привлечения в процесс обучения местного материала. По отдельным аспектам изучаемого материала можно предварительно поручать учащимся подготовить небольшие рефераты, с которыми они могут выступить как на уроках, так и внеурочных тематических мероприятиях. Такая форма проведения занятий будет стимулировать любознательность учащихся, способствовать выработке самостоятельности в обучении, а также сделает изучаемый материал наглядным. Также представляется целесообразным на уроках проводить непродолжительные диспуты в форме брифингов по наиболее актуальным аспектам, в ходе которого каждый учащийся имеет возможность выразить свою точку зрения по обсуждаемой проблеме. Такая форма проведения занятия призвана способствовать широкому привлечению учащихся, а также сделает процесс 'обучения активным и увлекательным. (17 часов в год) автор Г.Х. Магомедсалихов. Издательство «Лотос» Махачкала 2009г. Дополнительных пособий для учителя: Методические рекомендации и разработки уроков для 9 класса. Автор М.А.Магомедова. Махачкала 2009 Народы Дагестана. Автор А.Р.Магомедов .Махачкала 2003 Журнал. Народы Дагестана. Календарно тематическое планирование по КТНД 9 класс (17 часов в год) автор Г.Х.Магомедсалихов. Издательство «Эпоха» Махачкала 2009 г. № Тема урока Кол- Домашнее во задание часов Дата 1 Введение. Традиционная духовная культура дагестанцев 1 4.09 2 Развитие мусульманской культуры в Дагестане. 1 П.1-2стр.8 11.09 Основы вероучения ислама общечеловеческие ценности в исламе. Мусульманское образование в Дагестане 3 Традиционная народная медицина. 1 П.4стр.28 18.09 4 Устное народное творчество как основа национальной 1 культуры. П.5стр.ЗЗ 25.09 П.6стр.40 Книжная культура и массовая информация в Дагестане. 5 Становление светского образования в Дагестане. 1 П.7стр.48 2.10 6 Культура и традиции татов и горских евреев Дагестане. 1 П.8стр.55 9.10 П.Эстр.бО Культура и традиции русскоязычных народов Дагестана. 7 Морально-нравственный кодекс поведения..Повторительно-обобщающий урок. 1 Повторить. 16.10 8 Морально -нравственный кодекс поведения у народов Дагестана. 1 П.10стр.65 Культура мусульманского права. П.11стр.71 23.10 9 Культура обычного права в традициях народов Дагестане. 1 П.12стр.78 6.11 П.1314стр.84 Правовые нормы и традиции обеспечения мира и согласия. 10 Алимы и просветители Дагестана. Физическая культура 1 и спорт народов Дагестана. П.15стр.92 13.11 11 Физическая культура в традиционном дагестанском обществе. П.16стр.98 20.11 1 П. 17стр. 104 Физическая культура и спорт в современном Дагестане. 12 Повторительно-обобщающий урок. Культурные процессы в Дагестане в советское время. 1 Повторить. 27.11 13 Изобразительное искусство народов Дагестана. 1 П.1818стр.112 4.12 14 Театрально -сценическое искусство Дагестана. П.2021стр.119 11.12 15 Музыкальная культура народов Дагестана. Танцевальный фольклор и хореографическое искусство народов Дагестана. 1 П.2223стр.132 18.12 16 Культурные процессы в Дагестане в хх- начале хх в. 1 П.2526стр.148 25.12 17 Повторительно-обобщающий урок 1 П.1-26стр8 29.12