МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Дагестан МР " Кизлярский район" МКОУ "Новокрестьяновская СОШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу учебного предмета «Биология» « Практическая биология.» для обучающихся 8 классов. Новокрестьяновское 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Пояснительнаязаписка 2. 3. 4. 5. 6. 7. Учебно-тематическийплан Переченьпрактическихработ Содержаниедисциплины Примернаяразбивкаматериалапозанятиям Литературадляучителя Литературадляучащихся 3 7 9 10 12 15 16 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Наурокахбиологиив 9 классенедостаточноеколичествочасовотведенодлятщательнойотработкизнанийи уменийбазовогоуровня. Сэтойцелью, припроведениифакультативаособоевниманиецелесообразноуделитьповторению изакреплениюнаиболеезначимыхинаиболееслабоусваиваемыхшкольникамизнан ийизосновнойшколы, изучаемыхназаключительномэтапебиологическогообразования: биологиякакнаука, признакиживыхорганизмов, многообразиеиэволюцияживойприроды, система, человекиегоздоровье, взаимосвязиорганизмовиокружающейсреды. Крометого, приизучениисоответствующихразделовследуетобратитьвниманиенаформирован иеуучащихсяуменийработатьстекстами, рисунками, иллюстрирующимибиологическиеобъектыипроцессы, учащиесядолжнынаучитьсяраспознаватьнарисункахосновныеорганиодыклетки, органыисистемыоргановрастений, животных, человека. Учитываярезультатыанализаэкзаменуемыхнапротяжениинесколькихлетприподгот овкекГИАследуетобратитьвниманиеназакрепление ежегодно вызывает материала, который затруднения:химическаяорганизацияклетки; обменвеществипревращениеэнергии; нейрогуморальнаярегуляцияфизиологическихпроцессов, протекающихворганизмечеловека; особенностимитозаимейоза, фотосинтезаихемосинтеза, биогеоцинозаиагроценоза, характеристикаклассовпокрытосеменныхрастений, позвоночныхживотных., взаимосвязиорганизмовиокружающейсреды. Особоевниманиеследуетуделитьформированиюушкольниковуменийобосновывать сущностьбиологическихпроцессовиявлений, нормиправилздоровогообразажизни, наследственностииизменчивости, поведениячеловекавприроде, последствийглобальныхизмененийвбиосфере; устанавливатьвзаимосвязьстроенияифункцийклеток, тканей, организмаиокружающейсреды; выявлятьпричинно-следственныесвязивприроде; формулироватьмировоззренческиевыводынаосновезнанийбиологическихтеорий, законов, закономерностей. Входефакультативныхзанятийследуетуделятьбольшоевнимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, формированиюуучащихсяуменийработатьстекстом, исследовательской), рисунками, схемами, извлекатьианализироватьинформациюизразличныхисточников. Сформироватьумениечеткоикратко, посуществувопросаписьменноизлагатьсвоимыслипривыполнениизаданийсосвоб однымразвёрнутымответом. Факультатив рассчитан на учащихся 9 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Курс рассчитан на 1 год занятий, 34 часа. Вкачестветекущегоконтролязнанийиуменийучащихсяпредусмотренопроведени епромежуточноготестированияпопройденнымтемам, итоговаяпроверказнаний – ввидевыполнениядемонстрационныхвариантовГИАзатекущийипрошедшийгод. Итого, полныйкурсвключает34часов, изних22часа теории и 12 часов практики. Цель: ПодготовкакуспешнойсдачиГИАучащихся 9 класса. Задачи: • повторитьизакрепитьнаиболеезначимыетемыизосновнойшколыизучаемыеназакл ючительномэтапеобщегобиологическогообразования; • закрепитьматериал, которыйежегодновызываетзатрудненияприсдачеГИА(Метод. письмо «Об использовании результатов ГИА в преподавании биологии в образовательных учреждениях); • формироватьуучащихсяуменияработатьстекстом, рисунками, схемами, извлекатьианализироватьинформациюизразличныхисточников; • научитьчеткоикратко, посуществувопросаписьменноизлагатьсвоимыслипривыполнениизаданийсосвоб однымразвёрнутымответом. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса ученик должен знать/понимать • признаки биологических объектов: живыхорганизмов; геновихромосом клетокиорганизмоврастений, животных, грибовибактерий; популяций экосистемиагроэкосистем; биосферы; растений, животныхигрибов; • сущность биологических процессов: обменвеществипревращенияэнергии, питание дыхание, выделение, транспортвеществ, рост, развитие, размножение наследственностьиизменчивость, регуляцияжизнедеятельностиорганизма раздражимость, круговоротвеществипревращенияэнергиивэкосистемах; • особенности организма человека, егостроения, жизнедеятельности, высшейнервнойдеятельностииповедения; уметь • объяснять:рольбиологиивформированиисовременнойестественнонаучнойкартинымира впрактическойдеятельностилюдейисамогоученика; родство общностьпроисхожденияиэволюциюрастенийиживотных (напримересопоставленияотдельныхгрупп); рольразличныхорганизмоввжизничеловекаисобственнойдеятельности; взаимосвязиорганизмовиокружающейсреды; биологическогоразнообразиявсохранениибиосферы; необходимостьзащитыокружающейсреды; родствочеловекасмлекопитающимиживотными, местоирольчеловекавприроде взаимосвязичеловекаиокружающейсреды; зависимостьсобственногоздоровьяотсостоянияокружающейсреды; причинынаследственностииизменчивости, проявлениянаследственныхзаболеваний иммунитетаучеловека; рольгормоновивитаминовворганизме; • распознавать и описывать:натаблицахосновныечастииоргано органыисистемыоргановчеловека; наживыхобъектахитаблицахорганыцветково органыисистемыоргановживотных, растенияразныхотделов, животныхотдельныхтип наиболеераспространенныерастенияиживотныхсвоейместности, культурныерастенияидомашнихживотных, съедобныеиядов опасныедлячеловекарастенияиживотные; • выявлятьизменчивостьорганизмов, типывзаимодействияразныхвидоввэкосистеме; приспособленияорганизмовкср • сравниватьбиологическиеобъекты (клетки, ткани, органыисистемыорганов, представителейотдельныхсистематическихгрупп) иделатьвыводынаосновесравнения; • определятьпринадлежностьбиологическихобъектовкопределеннойсистематическойг (классификация); • анализировать и оцениватьвоздействиефакторовокружаю фактороврисканаздоровье, последствийдеятельностичеловекавэ влияниесобственныхпоступковнаживыеорганизмыиэкосистемы; • проводить самостоятельный поиск био информации:находитьвтекстеучебникаотличительныепризнакиосновныхсистематич вбиологическихсловаряхисправочникахзначениябиологическихтерминов; вразличныхисточникахнеобходимуюинформациюоживыхорганизмах (втомчислесиспользованием информационныхтехнологий); УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕCКИЙ ПЛАН №п/п 1 2 Наименованиеразделовитем Колвочасов Практическиезанятия Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 1 ч.) 1 Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч) 4 2.1Клеточноестроениеорганизмов 2 2.2Признакиживыхорганизмов. 2 1 Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7 ч) 3.1 ЦарствоБактерии. 1 3 3.2 ЦарствоГрибы. 1 3.3 ЦарствоРастения 2 3.4. ЦарствоЖивотные. 2 3.5 Учениеобэволюцииорганическогомира. 1 Тема 4 Человек и его здоровье (15 ч) 4.1. Сходствочеловекасживотнымииотличиеотних. Общийпланстроенияипроцессыжизнедеятельностичеловека. 1 1 16 1 4.2. Нейро1 гуморальнаярегуляцияпроцессовжизнедеятельностиорганизма. 4 7 4.3. Питание. Системапищеварения. Рольферментоввпищеварении. 1 4.4. Дыхание. Системадыхания. 1 4.5. Внутренняясредаорганизма. 1 4.6. Транспортвеществ. Кровеноснаяилимфатическаясистемы. 1 4.7. Обменвеществипревращениеэнергии. 1 4.8. Выделениепродуктовжизнедеятельности. Системавыделения. 4.9. Покровытелаиихфункции. 1 1 1 1 1 4.10. Размножениеиразвитиеорганизмачеловека. 2 4.11. Опораидвижение. Опорно-двигательныйаппарат. 1 4.12. Органычувств, ихрольвжизничеловека. 1 4.13. Психологияиповедениечеловека. Высшаянервнаядеятельность 1 4.13. Гигиена. Здоровыйобразжизни. Инфекционныезаболевания. 1 1 1 4.14. 1 Приемыоказанияпервойдоврачебнойпомощипринеотложныхситуациях. Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч) 5. 6 1 4 Влияниеэкологическихфакторовнаорганизмы. Взаимодействиявидов 2 Экосистемнаяорганизацияживойприроды. 1 Учениеобиосфере. 1 1 Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» 2 2 34 12 Итого: СОДЕРЖАНИЕ № п/п 1 2 Темы занятий Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 1 ч.) Рольбиологиивформированиисовременнойестественнонаучнойкартинымира, впрактическойдеятельностилюдей. Методыизученияживыхобъектов. Биологическийэксперимент. Наблюдение, описание, измерениебиологическихобъектов. Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч) Клеточноестроениеорганизмовкакдоказательствоихродства, единстваживойприроды. Клеткакакбиологическаясистема. Неорганическиевещества: водаиминеральныесоли. Клеткакакбиологическаясистема. Неорганическиевещества: водаиминеральныесоли. Органическиевеществаклетки – белки, углеводы, нуклеиновыекислоты, АТФидругиемакроэргическиевещества.Геныихромосомы. Нарушениявстроенииифункционированииклеток – однаизпричинзаболеванийорганизмов. Биологическиемембраны. Строениеэукариотическойклетки. Мембранныеинемембранныеорганоиды. Органоидыклетки, ихструктура, назначениевклетке. Органоидыклетокпредставителейразныхтаксонов. Включенияклетки, цитоскелет – принципыорганизации, функциивклетке. Вирусы – неклеточныеформыжизни. Признакиорганизмов. Наследственностьиизменчивость – свойстваорганизмов. Прокариотыиэукариоты. Строениеядра. Нуклеиновыекислоты, ихрольвклетке. Хромосомы. Ген – носительнаследственности. Геныпрокариотиэукариот. Матричныйпринципвоспроизведенияинформации. Комплементарность. РепликацияДНК. ПринципырепликацииДНК. Жизненныйциклклетки. Интерфаза. Митозимейоз. Оплодотворение. Видыполовогопроцесса. Метаболизм. Анаболизмикатаболизмнаклетки. Биосинтезбелка. Механизмбиосинтезабелка. Тракскрипция. Генетическийкод. Трансляциябелка. Утилизациябелковвклетке. Лизосомы. Автотрофыигетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетическийобмен. Гликолиз. Этапыгликолиза. РольАТФ. Кислородныйэтапкатаболизмаглюкозы. Классификацияорганизмовпоспособампитания. Одноклеточныеимногоклеточныеорганизмы. Ткани, органы, системыоргановрастенийиживотных, выявлениеизменчивостиорганизмов. Приемывыращиванияиразмножениярастенийидомашнихживотных, уходазаними. Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7 ч) ЦарствоБактерии. Рольбактерийвприроде, жизничеловекаисобственнойдеятельности. Бактерии – возбудителизаболеванийрастений, животных, человека. ЦарствоГрибы. Лишайники. организация, классификация, рольиместовбиосфере, значениедлячеловека. ЦарствоРастения. СистематическийобзорцарстваРастения: мхи, папоротникообразные, голосеменныеипокрытосеменные (цветковые). Тканииорганывысшихрастений. Основныесемействацветковыхрастений. 3 ЦарствоЖивотные. СистематическийобзорцарстваЖивотные. Общаяхарактеристикабеспозвоночныхживотных. Кишечнополостные. Плоскиечерви. Круглыечерви. Кольчатыечерви. Моллюски. Членистоногие. ТипХордовые. Общаяхарактеристика надклассовклассов: Рыбы, Четвероногие. Характеристикаклассовживотных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Учениеобэволюцииорганическогомира. Ч. Дарвин – основоположникученияоб эволюции. Усложнениерастенийиживотныхвпроцессеэволюции. Биологическоеразнообразиекакосноваустойчивостибиосферыирезультатаэволюции. Тема 4 Человек и его здоровье (16 ч) Сходствочеловекасживотнымииотличиеотних. Общийпланстроенияипроцессыжизнедеятельностичеловека. Нейро-гуморальнаярегуляцияпроцессовжизнедеятельностиорганизма. Рефлекторнаядуга. Железывнутреннейсекреции. Эндокринныйаппарат. Егорольвобщейрегуляциифункцийорганизмачеловека. Нервнаясистемачеловека. Рефлекс. Составцентральногоипериферическогоотделовнервнойсистемы. Вегетативнаянервнаясистема. Строениеспинногоиголовногомозга. Питание. Системапищеварения. Рольферментоввпищеварении. Дыхание. Системадыхания. Внутренняясредаорганизма: кровь, лимфа, тканеваяжидкость. Кровьикровообращение. Составифункциикрови. Кроветворение. Рольклетоккровивжизнедеятельностиорганизма. Взаимосвязьсистемвнутреннейсредыорганизма: крови, лимфыитканевойжидкости. Иммунитет. Системыиммунитета. Видыиммунитета. Клеточныйигуморальныйиммунитет. Кровеноснаясистема. Сердце. Работаирегуляция. Транспортвеществ. Кровеноснаяилимфатическаясистемы. Структурнофункциональныеединицыорганов. Обменвеществипревращениеэнергииворганизмечеловека. Витамины. Выделениепродуктовжизнедеятельности. Системавыделения. Структурнофункциональныеединицыорганов. Покровытелаиихфункции. Размножениеиразвитиеорганизмачеловека. Системаразмножения. Индивидуальноеразвитиечеловека. Эмбриональныйипостэмбриональныйпериоды. Структурнофункциональныеединицыорганов. Наследованиепризнаковучеловека. Наследственныеболезни, ихпричиныипредупреждение. Опораидвижение. Опорно-двигательныйаппарат. Структурнофункциональныеединицыорганов. Органычувств, ихрольвжизничеловека. Структурно-функциональныеединицыорганов. 4 Психологияиповедениечеловека. ВысшаянервнаядеятельностьУсловныеибезусловныерефлексы, ихбиологическоезначение. Познавательнаядеятельностьмозга. Сон, егозначение. Биологическаяприродаисоциальнаясущностьчеловека. Сознаниечеловека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенностипсихикичеловека: осмысленностьвосприятия, словесно-логическоемышление, способностькнакоплениюипередачеизпоколениявпоколениеинформации. Значениеинтеллектуальных, творческихиэстетическихпотребностей. Целиимотивыдеятельности. Индивидуальныеособенностиличности: способности, темперамент, характер. Рольобученияивоспитаниявразвитиипсихикииповедениячеловека. Соблюдениесанитарно-гигиеническихнормиправилздоровогообразажизни. Переливаниекрови. Профилактическиепрививки. Уходзакожей, волосами, ногтями. Укреплениездоровья: аутотренинг, закаливание, двигательнаяактивность, сбалансированноепитание, рациональнаяорганизациятрудаиотдыха, чистыйвоздух. Факторыриска: несбалансированноепитание, гиподинамия, курение, употреблениеалкоголяинаркотиков, стресс, вредныеусловиятруда, идр. Инфекционныезаболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекцияидругиеинфекционныезаболевания (кишечные, мочеполовые, органовдыхания). Предупреждениеинфекционныхзаболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемыхядовитымирастениямиигрибами; заболеваний, вызываемыхпаразитическимиживотнымииживотнымипереносчикамивозбудителейболезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушениязренияислуха. Приемыоказанияпервойдоврачебнойпомощиприотравлениинекачественнымипродуктами, ядовитымигрибамиирастениями, угарнымгазом, спасенииутопающего; кровотечениях; травмахопорно-двигательногоаппарата, ожогах, обморожениях, повреждениизрения. Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч) Влияниеэкологическихфакторовнаорганизмы. Приспособленияорганизмовкразличнымэкологическимфакторам. Популяция. Взаимодействияразныхвидов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонныеизменениявживойприроде. 5 Экосистемнаяорганизацияживойприроды. Рольпроизводителей, потребителейиразрушителейорганическихвеществвэкосистемахикруговоротевеществвприроде. Пищевыесвязивэкосистеме. Цепипитания. Особенностиагроэкосистем. Биосфера – глобальнаяэкосистема. Рольчеловекавбиосфере. Экологическиепроблемы, ихвлияниенасобственнуюжизньижизньдругихлюдей. Последствиядеятельностичеловекавэкосистемах, влияниесобственныхпоступковнаживыеорганизмыиэкосистемы. Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (2 ч) Характеристикаструктурыисодержанияэкзаменационнойработы. Распределениезаданийэкзаменационнойработыпосодержанию, 6 проверяемымумениямивидамдеятельности. РаспределениезаданийэкзаменационнойработыпоуровнюсложностиВремявыполненияработы. ВыполнениедемонстрационныхвариантовГИА. Разбортипичныхошибок. Рекомендацииповыполнению. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ № п/п Содержание Количествочасо в 1. Решениетестовыхзаданийпотемам: «Биологиякакнаука», «Методыбиологии», «Признакиживыхорганизмов» 1 2. Решениетестовыхзаданийпотемам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения» Решениетестовыхзаданийпотемам: «ЦарствоЖивотные, Учениеобэволюцииорганическогомира» 1 4. Решениетестовыхзаданийпотемам: «Общийпланстроениячеловека», «Нейро-гуморальнаярегуляцияорганизма» 1 5. Решениетестовыхзаданийпотемам: «Системапищеварения, дыхание» 1 6. Решениетестовыхзаданийпотемам: «Внутренняясредаорганизмачеловека», «Транспортвеществ» и «Обменвеществ» Решениетестовыхзаданийпотемам «Системавыделения», «Покровытела», «Размножениеиразвитиечеловека» 1 8. Решениетестовыхзаданийпотемам: «Опорно-двигательныйаппарат», «Органычувств» 1 9. Решениетестовыхзаданийпотемам: «Психологияиповедениечеловека», «Гигиена. Здоровыйобразжизни», «Приемыоказанияпервойпомощи» 1 10. Решениетестовыхзаданийпотеме: «Взаимосвязиорганизмовиокружающейсреды» 1 11. РешениедемонстрационноговариантаГИАпрошлогогода 1 12. РешениедемонстрационноговариантаГИАтекущегогода. 1 3. 7. 1 1 Итого: 12 ПРИМЕРНАЯ РАЗБИВКА МАТЕРИАЛА ПО ЗАНЯТИЯМ № п/п № занятияпотеме Содержание Количествочасов Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 1 ч.) 1. 1 1 Биологиякакнаука. Методыбиологии Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч) 4 2.1. Клеточное строение организмов Клеточноестроениеорганизмовкакдоказательствоихродства, единстваживойприроды. Геныихромосомы. Нарушениявстроенииифункционированииклеток. Вирусы. 2 3 2.2. Признаки живых организмов Признакиживыхорганизмов. Наследственностьиизменчивость. Одноклеточныеимногоклеточныеорганизмы. 2 4 Ткани, органы, системыоргановрастенийиживотных. Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов» 2. 1 3. 2 4. 5. Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7 7 ч) 6. 1 7. 2 8. 3 9. 4 10. 5 11. 6 № п/п № занятияпотеме 12. 7 3.1. Царство Бактерии ЦарствоБактерии. Рольбактерийвприроде, жизничеловека. Бактерии – возбудителизаболеваний. 1 3.2. Царство Грибы. ЦарствоГрибы. Лишайники. Рольгрибовилишайниковвприроде, жизничеловека. 1 3.3. Царство Растения. ЦарствоРастения. СистематическийобзорцарстваРастения: мхи, папоротникообразные, голосеменныеипокрытосеменные. Тканииорганывысшихрастений. 2 Основныесемействацветковыхрастений. Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения» 3.4. Царство Животные СистематическийобзорцарстваЖивотные. Общаяхарактеристикабеспозвоночныхживотных. 2 ТипХордовые. Общаяхарактеристиканадклассовклассов: Рыбы, Четвероногие. Характеристикаклассовживотных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Содержание К 3.5. Учение об эволюции органического 1 мираБиологическоеразнообразиекакосноваустойчивостибиосферыирезультатаэволюции. Практическая работа № 3:«Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира» Тема 4 Человек и его здоровье (16 ч) 13. 1 4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий планстроения и процессы жизнедеятельности человека.Сходствочеловекасживотнымииотличиеотних. Общийпланстроенияипроцессыжизнедеятельностичеловека. 1 1 2 4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельностиорганизма. Нейро-гуморальнаярегуляцияпроцессовжизнедеятельностиорганизма. Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма» 3 4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеваренииПитание. Системапищеварения. Рольферментоввпищеварении. 1 1 4 4.4. Дыхание. Система дыхания. Дыхание. Системадыхания. Практическая работа № 54: «Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание» 4.5. Внутренняя среда организма Внутренняясредаорганизма: кровь, лимфа, тканеваяжидкость. Группыкрови. Иммунитет. 1 6 4.6 Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.Транспортвеществ. Кровеноснаяилимфатическаясистемы. 1 1 7 4.7. Обмен веществ и превращение энергииОбменвеществипревращениеэнергии. Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ» 8 4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.Выделениепродуктовжизнедеятельности. Системавыделения. 1 9 4.9. Покровы тела и их функции.Покровытелаиихфункции. 1 4.10. Размножение и развитие организма человека. Размножениеиразвитиеорганизмачеловека. Наследованиепризнаковучеловека. Наследственныеболезни, ихпричиныипредупреждение. 2 14. 15. 16. 17. 5 18. 19. 20. 21. 22. 10 № п/п № занятияпотеме Содержание Количествочасов 23. 11 24. Практическая работ № 7:«Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека» 12 4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.Опораидвижение. Опорно-двигательныйаппарат. 1 1 13 4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека.Органычувств, ихрольвжизничеловека. Практическая работа № 8:«Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств» 4.13. Психология и поведение человека. ВНД.Психологияиповедениечеловека. ВНД. 1 14 15 4.14. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные 1 заболевания.Гигиена. Здоровыйобразжизни. Инфекционныезаболевания. 25. 26. 27. 28. 16 4.15. Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях.Приемыоказанияпервойпомощипринеотложныхситуациях. Практическая работа № 9:«Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи» 1 Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч) 29. 1 5.1. Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействиявидов.Влияниеэкологическихфакторовнаорганизмы. Приспособленияорганизмовкразличнымэкологическимфакторам. Популяция. 4 2 2 Взаимодействиявидов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонныеизменениявживойприроде. 1 3 5.2 Экосистемная организация живой природы.Экосистемнаяорганизацияживойприроды. 5.3 Учение о биосфере Учениеобиосфере. Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» 1 30. 31. 32. 4 Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (2 ч) 33. 1 Характеристикаструктурыисодержанияэкзаменационнойработы. Практическая работ № 11: «Решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года» 2 34. 2 Анализошибок, допущенныхприрешениедемонстрационноговариантаЕГЭпрошлогогода. Практическая работа № 12: «Решение демонстрационного варианта ЕГЭ текущего года». ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. АнашкинаЕ.Н. Кроссвордыдляшкольников. Биология. – Ярославль: «Академияразвития», 1997.-128 с. 2. БиологияЕГЭ – 2009. Вступительныеиспытания./ С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону. «Легион», 2009. А.А.Кириленко, 3. Биология: 1600 задач, тестовипроверочныхработдляшкольниковипоступающихввузы/ ДмитриеваТ.А., ГуленковС.И., СуматихинС.В. идр. – М.: Дрофа, 1999.-432 с. 4. Готовимсякединомугосударственномуэкзамену: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2003 5. ЕГЭ 2012. Биология: тренировочныезадания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо, 2011. 6. Единыйгосударственныйэкзамен: Биология: Методикаподготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2005. 7. КозловаТ.А. Тематическоеипоурочноепланированиепобиологии. КучебникуА.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общаябиология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с. 8. КрасновидоваС.С. Дидактическиематериалыпообщейбиологии: 10-11 кл.: Пособиедляучащихсяобщеобразовательныхучреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с. 9. МетодическоепособиекучебникуВ.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общиезакономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с. 10. Настольнаякнигаучителябиологии/ Авт.-сост. КалиноваГ.С., КучменкоВ.С.М: ООО «ИздательствоАСТ»: «ОООИздательствоАстрель», 2002.-158 с. ЛовковаТ.А. Н.Б. Биология. Общиезакономерности. 9 класс.: 11. СеменцоваВ.Н. Биология. Общиезакономерности. 9 класс. Технологическиекартыуроков: Методическоепособие. – СПб.:»Паритет», 2002.-192 с. 12. Типовыетестовыезадания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009. 13. ШалапенокЕ.С. , КамлюкЛ.В., ЛисовН.Д. Тестыпобиологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с 14. ФросинВ.Н. ГотовимсяеКГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Учебники 1. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 кл. Пономарева, Щ.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010 И.Н. 2. «Биология. Животные» 7 кл.В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010 3. «Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф», 2010 4. «Основыобщейбиологии» 9 кл. И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова, О.А. Корнилова «Вентана-Граф»: 2010 5. «Биология. Базовыйуровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина «Вентана-Граф»: 2010 6. «Общаябиология. Базовыйуровень» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко «Глобус»: 2007 7. Государственнаяитоговаяаттестациявыпускников 9 классоввновойформе. Биология. 2010/ ФИПИавторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2009. Пособия, разработанные в 2010 г. 8. Государственнаяитоговаяаттестация Тематическиетренировочныезадания. (поновойформе): Биология/ 9 класс. ФИПИавторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов – М.: Эксмо, 2010. 9. ГИА-2011. Экзаменвновойформе. Биология. 9 класс/ ФИПИавторысоставители: - М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2010. 10. Государственнаяитоговаяаттестациявыпускников 9 классоввновойформе. Биология. 2011/ ФИПИавторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2010. Дополнительнаялитература 11. АнашкинаЕ.Н. Кроссвордыдляшкольников. Биология. – Ярославль: «Академияразвития», 1997.-128 с. 12. Биология: 1600 тестовипроверочныхработдляшкольниковипоступающихввузы/ ДмитриеваТ.А., ГуленковС.И., СуматихинС.В. идр. – М.: Дрофа, 1999.-432 с. задач, 13. КрасновидоваС.С. Дидактическиематериалыпообщейбиологии: 10-11 кл.: Пособиедляучащихсяобщеобразовательныхучреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с. 14. СеменцоваВ.Н. Биология. Общиезакономерности. 9 класс. Технологическиекартыуроков: Методическоепособие. – СПб.: «Паритет», 2002.-192 с. 15. Типовыетестовыезадания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009. 16. ШалапенокЕ.С. , КамлюкЛ.В., ЛисовН.Д. Тестыпобиологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с 17. ФросинВ.Н. ГотовимсякЕГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с. Учебники 1. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 кл. И.Н. Пономарева, Щ.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010 2. «Биология. Животные» 7 кл.В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010 3. «Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф», 2010 4. «Основыобщейбиологии» 9 кл. И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова, О.А. Корнилова «Вентана-Граф»: 2010 5. «Биология. Базовыйуровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина «Вентана-Граф»: 2010 6. «Общаябиология. «Глобус»: 2007г. Базовыйуровень» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко