Рабочая программа по элективному курсу Практическая биология.ООО на 2023-2024 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МР " Кизлярский район"
МКОУ "Новокрестьяновская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По элективному курсу
учебного предмета «Биология»
« Практическая биология.»
для обучающихся 8 классов.
Новокрестьяновское 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Пояснительнаязаписка

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Учебно-тематическийплан
Переченьпрактическихработ
Содержаниедисциплины
Примернаяразбивкаматериалапозанятиям
Литературадляучителя
Литературадляучащихся

3

7
9
10
12
15
16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Наурокахбиологиив

9

классенедостаточноеколичествочасовотведенодлятщательнойотработкизнанийи
уменийбазовогоуровня.

Сэтойцелью,

припроведениифакультативаособоевниманиецелесообразноуделитьповторению
изакреплениюнаиболеезначимыхинаиболееслабоусваиваемыхшкольникамизнан
ийизосновнойшколы,
изучаемыхназаключительномэтапебиологическогообразования:
биологиякакнаука,

признакиживыхорганизмов,

многообразиеиэволюцияживойприроды,

система,

человекиегоздоровье,

взаимосвязиорганизмовиокружающейсреды.

Крометого,

приизучениисоответствующихразделовследуетобратитьвниманиенаформирован
иеуучащихсяуменийработатьстекстами,

рисунками,

иллюстрирующимибиологическиеобъектыипроцессы,
учащиесядолжнынаучитьсяраспознаватьнарисункахосновныеорганиодыклетки,
органыисистемыоргановрастений, животных, человека.
Учитываярезультатыанализаэкзаменуемыхнапротяжениинесколькихлетприподгот
овкекГИАследуетобратитьвниманиеназакрепление
ежегодно

вызывает

материала,

который

затруднения:химическаяорганизацияклетки;

обменвеществипревращениеэнергии;
нейрогуморальнаярегуляцияфизиологическихпроцессов,
протекающихворганизмечеловека;

особенностимитозаимейоза,

фотосинтезаихемосинтеза,

биогеоцинозаиагроценоза,

характеристикаклассовпокрытосеменныхрастений,

позвоночныхживотных.,

взаимосвязиорганизмовиокружающейсреды.
Особоевниманиеследуетуделитьформированиюушкольниковуменийобосновывать
сущностьбиологическихпроцессовиявлений,
нормиправилздоровогообразажизни,

наследственностииизменчивости,
поведениячеловекавприроде,

последствийглобальныхизмененийвбиосфере;
устанавливатьвзаимосвязьстроенияифункцийклеток,

тканей,

организмаиокружающейсреды; выявлятьпричинно-следственныесвязивприроде;

формулироватьмировоззренческиевыводынаосновезнанийбиологическихтеорий,
законов, закономерностей.
Входефакультативныхзанятийследуетуделятьбольшоевнимание
формированию

предметной

компетентности

(природоохранной,

здоровьесберегающей,
формированиюуучащихсяуменийработатьстекстом,

исследовательской),
рисунками,

схемами,

извлекатьианализироватьинформациюизразличныхисточников.
Сформироватьумениечеткоикратко,
посуществувопросаписьменноизлагатьсвоимыслипривыполнениизаданийсосвоб
однымразвёрнутымответом.
Факультатив рассчитан на учащихся 9 классов. Занятия проводятся 1 раз
в неделю по 1 часу. Курс рассчитан на 1 год занятий, 34 часа.
Вкачестветекущегоконтролязнанийиуменийучащихсяпредусмотренопроведени
епромежуточноготестированияпопройденнымтемам, итоговаяпроверказнаний –
ввидевыполнениядемонстрационныхвариантовГИАзатекущийипрошедшийгод.
Итого, полныйкурсвключает34часов, изних22часа теории и 12 часов
практики.
Цель: ПодготовкакуспешнойсдачиГИАучащихся 9 класса.
Задачи:
• повторитьизакрепитьнаиболеезначимыетемыизосновнойшколыизучаемыеназакл
ючительномэтапеобщегобиологическогообразования;
• закрепитьматериал,
которыйежегодновызываетзатрудненияприсдачеГИА(Метод.

письмо

«Об

использовании результатов ГИА в преподавании биологии в образовательных
учреждениях);
• формироватьуучащихсяуменияработатьстекстом,

рисунками,

схемами,

извлекатьианализироватьинформациюизразличныхисточников;
• научитьчеткоикратко,
посуществувопросаписьменноизлагатьсвоимыслипривыполнениизаданийсосвоб
однымразвёрнутымответом.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать
•

признаки
биологических
объектов:
живыхорганизмов;
геновихромосом
клетокиорганизмоврастений,
животных,
грибовибактерий;
популяций
экосистемиагроэкосистем; биосферы; растений, животныхигрибов;
•

сущность биологических процессов: обменвеществипревращенияэнергии, питание
дыхание,
выделение,
транспортвеществ,
рост,
развитие,
размножение
наследственностьиизменчивость,
регуляцияжизнедеятельностиорганизма
раздражимость, круговоротвеществипревращенияэнергиивэкосистемах;

•

особенности организма человека, егостроения, жизнедеятельности,
высшейнервнойдеятельностииповедения; уметь

•

объяснять:рольбиологиивформированиисовременнойестественнонаучнойкартинымира
впрактическойдеятельностилюдейисамогоученика;
родство
общностьпроисхожденияиэволюциюрастенийиживотных
(напримересопоставленияотдельныхгрупп);
рольразличныхорганизмоввжизничеловекаисобственнойдеятельности;
взаимосвязиорганизмовиокружающейсреды;
биологическогоразнообразиявсохранениибиосферы;
необходимостьзащитыокружающейсреды;
родствочеловекасмлекопитающимиживотными,
местоирольчеловекавприроде
взаимосвязичеловекаиокружающейсреды;
зависимостьсобственногоздоровьяотсостоянияокружающейсреды;
причинынаследственностииизменчивости,
проявлениянаследственныхзаболеваний
иммунитетаучеловека; рольгормоновивитаминовворганизме;

•

распознавать
и
описывать:натаблицахосновныечастииоргано
органыисистемыоргановчеловека;
наживыхобъектахитаблицахорганыцветково
органыисистемыоргановживотных, растенияразныхотделов, животныхотдельныхтип
наиболеераспространенныерастенияиживотныхсвоейместности,
культурныерастенияидомашнихживотных,
съедобныеиядов
опасныедлячеловекарастенияиживотные;

•

выявлятьизменчивостьорганизмов,
типывзаимодействияразныхвидоввэкосистеме;

приспособленияорганизмовкср

•

сравниватьбиологическиеобъекты (клетки, ткани, органыисистемыорганов,
представителейотдельныхсистематическихгрупп) иделатьвыводынаосновесравнения;
•

определятьпринадлежностьбиологическихобъектовкопределеннойсистематическойг
(классификация);

•

анализировать
и
оцениватьвоздействиефакторовокружаю
фактороврисканаздоровье,
последствийдеятельностичеловекавэ
влияниесобственныхпоступковнаживыеорганизмыиэкосистемы;
•

проводить

самостоятельный

поиск

био

информации:находитьвтекстеучебникаотличительныепризнакиосновныхсистематич
вбиологическихсловаряхисправочникахзначениябиологическихтерминов;
вразличныхисточникахнеобходимуюинформациюоживыхорганизмах
(втомчислесиспользованием
информационныхтехнологий);

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕCКИЙ ПЛАН
№п/п

1
2

Наименованиеразделовитем

Колвочасов Практическиезанятия

Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 1 ч.)

1

Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч)

4

2.1Клеточноестроениеорганизмов

2

2.2Признакиживыхорганизмов.

2

1

Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы
(7 ч)
3.1 ЦарствоБактерии.
1

3

3.2 ЦарствоГрибы.

1

3.3 ЦарствоРастения

2

3.4. ЦарствоЖивотные.

2

3.5 Учениеобэволюцииорганическогомира.

1

Тема 4 Человек и его здоровье (15 ч)
4.1. Сходствочеловекасживотнымииотличиеотних.
Общийпланстроенияипроцессыжизнедеятельностичеловека.

1

1
16

1

4.2. Нейро1
гуморальнаярегуляцияпроцессовжизнедеятельностиорганизма.

4

7

4.3. Питание. Системапищеварения.
Рольферментоввпищеварении.

1

4.4. Дыхание. Системадыхания.

1

4.5. Внутренняясредаорганизма.

1

4.6. Транспортвеществ. Кровеноснаяилимфатическаясистемы.

1

4.7. Обменвеществипревращениеэнергии.

1

4.8. Выделениепродуктовжизнедеятельности.
Системавыделения.
4.9. Покровытелаиихфункции.

1

1

1

1

1

4.10. Размножениеиразвитиеорганизмачеловека.

2

4.11. Опораидвижение. Опорно-двигательныйаппарат.

1

4.12. Органычувств, ихрольвжизничеловека.

1

4.13. Психологияиповедениечеловека. Высшаянервнаядеятельность

1

4.13. Гигиена. Здоровыйобразжизни. Инфекционныезаболевания.

1

1

1

4.14.
1
Приемыоказанияпервойдоврачебнойпомощипринеотложныхситуациях.
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч)

5.
6

1

4

Влияниеэкологическихфакторовнаорганизмы. Взаимодействиявидов

2

Экосистемнаяорганизацияживойприроды.

1

Учениеобиосфере.

1

1

Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА»

2

2

34

12

Итого:

СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п

1

2

Темы занятий
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 1 ч.)
Рольбиологиивформированиисовременнойестественнонаучнойкартинымира,
впрактическойдеятельностилюдей. Методыизученияживыхобъектов.
Биологическийэксперимент. Наблюдение, описание,
измерениебиологическихобъектов.
Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч)
Клеточноестроениеорганизмовкакдоказательствоихродства, единстваживойприроды.
Клеткакакбиологическаясистема. Неорганическиевещества: водаиминеральныесоли.
Клеткакакбиологическаясистема. Неорганическиевещества: водаиминеральныесоли.
Органическиевеществаклетки – белки, углеводы, нуклеиновыекислоты,
АТФидругиемакроэргическиевещества.Геныихромосомы.
Нарушениявстроенииифункционированииклеток –
однаизпричинзаболеванийорганизмов. Биологическиемембраны.
Строениеэукариотическойклетки. Мембранныеинемембранныеорганоиды.
Органоидыклетки, ихструктура, назначениевклетке.
Органоидыклетокпредставителейразныхтаксонов. Включенияклетки, цитоскелет –
принципыорганизации, функциивклетке. Вирусы – неклеточныеформыжизни.
Признакиорганизмов. Наследственностьиизменчивость – свойстваорганизмов.
Прокариотыиэукариоты. Строениеядра. Нуклеиновыекислоты, ихрольвклетке.
Хромосомы. Ген – носительнаследственности. Геныпрокариотиэукариот.
Матричныйпринципвоспроизведенияинформации. Комплементарность.
РепликацияДНК. ПринципырепликацииДНК. Жизненныйциклклетки. Интерфаза.
Митозимейоз. Оплодотворение. Видыполовогопроцесса. Метаболизм.
Анаболизмикатаболизмнаклетки. Биосинтезбелка. Механизмбиосинтезабелка.
Тракскрипция.
Генетическийкод. Трансляциябелка. Утилизациябелковвклетке. Лизосомы.
Автотрофыигетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетическийобмен.
Гликолиз. Этапыгликолиза. РольАТФ. Кислородныйэтапкатаболизмаглюкозы.
Классификацияорганизмовпоспособампитания.
Одноклеточныеимногоклеточныеорганизмы. Ткани, органы,
системыоргановрастенийиживотных, выявлениеизменчивостиорганизмов.
Приемывыращиванияиразмножениярастенийидомашнихживотных, уходазаними.

Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7 ч)
ЦарствоБактерии. Рольбактерийвприроде, жизничеловекаисобственнойдеятельности.
Бактерии – возбудителизаболеванийрастений, животных, человека.
ЦарствоГрибы. Лишайники. организация, классификация, рольиместовбиосфере,
значениедлячеловека.
ЦарствоРастения. СистематическийобзорцарстваРастения: мхи,
папоротникообразные, голосеменныеипокрытосеменные (цветковые).
Тканииорганывысшихрастений. Основныесемействацветковыхрастений.

3

ЦарствоЖивотные. СистематическийобзорцарстваЖивотные.
Общаяхарактеристикабеспозвоночныхживотных. Кишечнополостные. Плоскиечерви.
Круглыечерви. Кольчатыечерви. Моллюски. Членистоногие. ТипХордовые.
Общаяхарактеристика
надклассовклассов: Рыбы, Четвероногие. Характеристикаклассовживотных:
Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
Учениеобэволюцииорганическогомира. Ч. Дарвин – основоположникученияоб
эволюции. Усложнениерастенийиживотныхвпроцессеэволюции.
Биологическоеразнообразиекакосноваустойчивостибиосферыирезультатаэволюции.

Тема 4 Человек и его здоровье (16 ч)
Сходствочеловекасживотнымииотличиеотних.
Общийпланстроенияипроцессыжизнедеятельностичеловека.
Нейро-гуморальнаярегуляцияпроцессовжизнедеятельностиорганизма.
Рефлекторнаядуга. Железывнутреннейсекреции. Эндокринныйаппарат.
Егорольвобщейрегуляциифункцийорганизмачеловека. Нервнаясистемачеловека.
Рефлекс. Составцентральногоипериферическогоотделовнервнойсистемы.
Вегетативнаянервнаясистема. Строениеспинногоиголовногомозга.
Питание. Системапищеварения. Рольферментоввпищеварении.
Дыхание. Системадыхания.
Внутренняясредаорганизма: кровь, лимфа, тканеваяжидкость. Кровьикровообращение.
Составифункциикрови. Кроветворение.
Рольклетоккровивжизнедеятельностиорганизма.
Взаимосвязьсистемвнутреннейсредыорганизма:
крови, лимфыитканевойжидкости. Иммунитет. Системыиммунитета. Видыиммунитета.
Клеточныйигуморальныйиммунитет. Кровеноснаясистема. Сердце. Работаирегуляция.
Транспортвеществ. Кровеноснаяилимфатическаясистемы.
Структурнофункциональныеединицыорганов.
Обменвеществипревращениеэнергииворганизмечеловека. Витамины.
Выделениепродуктовжизнедеятельности. Системавыделения.
Структурнофункциональныеединицыорганов.
Покровытелаиихфункции.
Размножениеиразвитиеорганизмачеловека. Системаразмножения.
Индивидуальноеразвитиечеловека. Эмбриональныйипостэмбриональныйпериоды.
Структурнофункциональныеединицыорганов. Наследованиепризнаковучеловека.
Наследственныеболезни, ихпричиныипредупреждение.
Опораидвижение. Опорно-двигательныйаппарат. Структурнофункциональныеединицыорганов.
Органычувств, ихрольвжизничеловека. Структурно-функциональныеединицыорганов.

4

Психологияиповедениечеловека.
ВысшаянервнаядеятельностьУсловныеибезусловныерефлексы,
ихбиологическоезначение. Познавательнаядеятельностьмозга. Сон, егозначение.
Биологическаяприродаисоциальнаясущностьчеловека.
Сознаниечеловека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенностипсихикичеловека:

осмысленностьвосприятия, словесно-логическоемышление,
способностькнакоплениюипередачеизпоколениявпоколениеинформации.
Значениеинтеллектуальных, творческихиэстетическихпотребностей.
Целиимотивыдеятельности. Индивидуальныеособенностиличности: способности,
темперамент, характер. Рольобученияивоспитаниявразвитиипсихикииповедениячеловека.
Соблюдениесанитарно-гигиеническихнормиправилздоровогообразажизни.
Переливаниекрови. Профилактическиепрививки. Уходзакожей, волосами, ногтями.
Укреплениездоровья: аутотренинг, закаливание, двигательнаяактивность,
сбалансированноепитание, рациональнаяорганизациятрудаиотдыха, чистыйвоздух.
Факторыриска: несбалансированноепитание, гиподинамия, курение,
употреблениеалкоголяинаркотиков, стресс, вредныеусловиятруда, идр.
Инфекционныезаболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекцияидругиеинфекционныезаболевания
(кишечные, мочеполовые, органовдыхания). Предупреждениеинфекционныхзаболеваний.
Профилактика: отравлений, вызываемыхядовитымирастениямиигрибами; заболеваний,
вызываемыхпаразитическимиживотнымииживотнымипереносчикамивозбудителейболезней;
травматизма; ожогов, обморожений, нарушениязренияислуха.
Приемыоказанияпервойдоврачебнойпомощиприотравлениинекачественнымипродуктами,
ядовитымигрибамиирастениями, угарнымгазом, спасенииутопающего; кровотечениях;
травмахопорно-двигательногоаппарата, ожогах, обморожениях, повреждениизрения.

Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч)
Влияниеэкологическихфакторовнаорганизмы.
Приспособленияорганизмовкразличнымэкологическимфакторам. Популяция.
Взаимодействияразныхвидов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Сезонныеизменениявживойприроде.
5

Экосистемнаяорганизацияживойприроды. Рольпроизводителей,
потребителейиразрушителейорганическихвеществвэкосистемахикруговоротевеществвприроде.
Пищевыесвязивэкосистеме. Цепипитания. Особенностиагроэкосистем.
Биосфера – глобальнаяэкосистема. Рольчеловекавбиосфере. Экологическиепроблемы,
ихвлияниенасобственнуюжизньижизньдругихлюдей.
Последствиядеятельностичеловекавэкосистемах,
влияниесобственныхпоступковнаживыеорганизмыиэкосистемы.

Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (2 ч)
Характеристикаструктурыисодержанияэкзаменационнойработы.
Распределениезаданийэкзаменационнойработыпосодержанию,
6 проверяемымумениямивидамдеятельности.
РаспределениезаданийэкзаменационнойработыпоуровнюсложностиВремявыполненияработы.
ВыполнениедемонстрационныхвариантовГИА. Разбортипичныхошибок.
Рекомендацииповыполнению.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№
п/п

Содержание

Количествочасо
в

1.

Решениетестовыхзаданийпотемам: «Биологиякакнаука»,
«Методыбиологии», «Признакиживыхорганизмов»

1

2.

Решениетестовыхзаданийпотемам: «Царства: Бактерии, Грибы,
Растения»
Решениетестовыхзаданийпотемам: «ЦарствоЖивотные,
Учениеобэволюцииорганическогомира»

1

4.

Решениетестовыхзаданийпотемам: «Общийпланстроениячеловека»,
«Нейро-гуморальнаярегуляцияорганизма»

1

5.

Решениетестовыхзаданийпотемам: «Системапищеварения, дыхание»

1

6.

Решениетестовыхзаданийпотемам:
«Внутренняясредаорганизмачеловека», «Транспортвеществ» и
«Обменвеществ»
Решениетестовыхзаданийпотемам
«Системавыделения»,
«Покровытела», «Размножениеиразвитиечеловека»

1

8.

Решениетестовыхзаданийпотемам: «Опорно-двигательныйаппарат»,
«Органычувств»

1

9.

Решениетестовыхзаданийпотемам: «Психологияиповедениечеловека»,
«Гигиена. Здоровыйобразжизни», «Приемыоказанияпервойпомощи»

1

10.

Решениетестовыхзаданийпотеме:
«Взаимосвязиорганизмовиокружающейсреды»

1

11.

РешениедемонстрационноговариантаГИАпрошлогогода

1

12.

РешениедемонстрационноговариантаГИАтекущегогода.

1

3.

7.

1

1

Итого: 12

ПРИМЕРНАЯ РАЗБИВКА МАТЕРИАЛА ПО ЗАНЯТИЯМ
№
п/п

№
занятияпотеме

Содержание

Количествочасов

Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 1 ч.)

1.

1

1

Биологиякакнаука. Методыбиологии
Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч)

4

2.1. Клеточное строение организмов
Клеточноестроениеорганизмовкакдоказательствоихродства,
единстваживойприроды. Геныихромосомы.
Нарушениявстроенииифункционированииклеток. Вирусы.

2

3

2.2. Признаки живых организмов
Признакиживыхорганизмов. Наследственностьиизменчивость.
Одноклеточныеимногоклеточныеорганизмы.

2

4

Ткани, органы, системыоргановрастенийиживотных.
Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по
темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки
живых организмов»

2.

1

3.

2

4.

5.

Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7

7

ч)
6.
1
7.
2
8.
3

9.
4
10.
5
11.
6

№
п/п

№
занятияпотеме

12.
7

3.1. Царство Бактерии
ЦарствоБактерии. Рольбактерийвприроде, жизничеловека.
Бактерии – возбудителизаболеваний.

1

3.2. Царство Грибы.
ЦарствоГрибы. Лишайники. Рольгрибовилишайниковвприроде,
жизничеловека.

1

3.3. Царство Растения.
ЦарствоРастения. СистематическийобзорцарстваРастения: мхи,
папоротникообразные, голосеменныеипокрытосеменные.
Тканииорганывысшихрастений.

2

Основныесемействацветковыхрастений.
Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по
темам:
«Царства: Бактерии, Грибы, Растения»
3.4. Царство Животные
СистематическийобзорцарстваЖивотные.
Общаяхарактеристикабеспозвоночныхживотных.

2

ТипХордовые. Общаяхарактеристиканадклассовклассов: Рыбы,
Четвероногие. Характеристикаклассовживотных: Земноводные,
Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Содержание

К

3.5. Учение об эволюции органического
1
мираБиологическоеразнообразиекакосноваустойчивостибиосферыирезультатаэволюции.
Практическая работа № 3:«Решение тестовых заданий по темам: «Царство
Животные, Учение об эволюции органического мира»
Тема 4 Человек и его здоровье (16 ч)

13.
1

4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий планстроения и
процессы жизнедеятельности человека.Сходствочеловекасживотнымииотличиеотних.
Общийпланстроенияипроцессыжизнедеятельностичеловека.

1

1

2

4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельностиорганизма.
Нейро-гуморальнаярегуляцияпроцессовжизнедеятельностиорганизма.
Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «Общий план
строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма»

3

4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеваренииПитание.
Системапищеварения. Рольферментоввпищеварении.

1

1

4

4.4. Дыхание. Система дыхания.
Дыхание. Системадыхания.
Практическая работа № 54: «Решение тестовых заданий по темам:
«Система пищеварения, дыхание»
4.5. Внутренняя среда организма
Внутренняясредаорганизма: кровь, лимфа, тканеваяжидкость. Группыкрови.
Иммунитет.

1

6

4.6 Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.Транспортвеществ.
Кровеноснаяилимфатическаясистемы.

1

1

7

4.7. Обмен веществ и превращение энергииОбменвеществипревращениеэнергии.
Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда
организма», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ»

8

4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система
выделения.Выделениепродуктовжизнедеятельности. Системавыделения.

1

9

4.9. Покровы тела и их
функции.Покровытелаиихфункции.

1

4.10. Размножение и развитие организма человека.
Размножениеиразвитиеорганизмачеловека. Наследованиепризнаковучеловека.
Наследственныеболезни, ихпричиныипредупреждение.

2

14.

15.
16.

17.
5
18.
19.

20.
21.
22.

10

№
п/п

№
занятияпотеме

Содержание

Количествочасов

23.
11
24.

Практическая работ № 7:«Решение тестовых заданий по темам
«Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие
человека»

12

4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный
аппарат.Опораидвижение. Опорно-двигательныйаппарат.

1
1

13

4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека.Органычувств,
ихрольвжизничеловека.
Практическая работа № 8:«Решение тестовых заданий по темам:
«Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»
4.13. Психология и поведение человека.
ВНД.Психологияиповедениечеловека. ВНД.

1

14

15

4.14. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные
1
заболевания.Гигиена. Здоровыйобразжизни. Инфекционныезаболевания.

25.

26.

27.

28.
16

4.15. Приемы оказания первой помощи при неотложных
ситуациях.Приемыоказанияпервойпомощипринеотложныхситуациях.
Практическая работа № 9:«Решение тестовых заданий по темам:
«Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни»,
«Приемы оказания первой помощи»

1

Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч)
29.
1

5.1. Влияние экологических факторов на организмы.
Взаимодействиявидов.Влияниеэкологическихфакторовнаорганизмы.
Приспособленияорганизмовкразличнымэкологическимфакторам.
Популяция.

4
2

2

Взаимодействиявидов (конкуренция, хищничество, симбиоз,
паразитизм). Сезонныеизменениявживойприроде.
1

3

5.2 Экосистемная организация живой
природы.Экосистемнаяорганизацияживойприроды.
5.3 Учение о биосфере
Учениеобиосфере. Практическая работа № 10: «Решение тестовых
заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

1

30.

31.

32.
4

Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (2 ч)
33.
1

Характеристикаструктурыисодержанияэкзаменационнойработы.
Практическая работ № 11: «Решение демонстрационного варианта
ГИА прошлого года»

2

34. 2

Анализошибок,
допущенныхприрешениедемонстрационноговариантаЕГЭпрошлогогода.
Практическая работа № 12:
«Решение демонстрационного варианта ЕГЭ текущего года».

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. АнашкинаЕ.Н. Кроссвордыдляшкольников. Биология. – Ярославль:
«Академияразвития», 1997.-128 с.
2. БиологияЕГЭ – 2009. Вступительныеиспытания./
С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону. «Легион», 2009.

А.А.Кириленко,

3. Биология:
1600
задач,
тестовипроверочныхработдляшкольниковипоступающихввузы/
ДмитриеваТ.А., ГуленковС.И., СуматихинС.В. идр. – М.: Дрофа, 1999.-432
с.
4. Готовимсякединомугосударственномуэкзамену: Биология. Человек/ В.Н.
Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2003
5. ЕГЭ 2012. Биология: тренировочныезадания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо,
2011.
6. Единыйгосударственныйэкзамен: Биология: Методикаподготовки.
/Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2005.
7. КозловаТ.А.
Тематическоеипоурочноепланированиепобиологии.
КучебникуА.А.
Каменского,
Е.А.
Криксунова,
В.В.
Пасечника
«Общаябиология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с.
8. КрасновидоваС.С. Дидактическиематериалыпообщейбиологии: 10-11 кл.:
Пособиедляучащихсяобщеобразовательныхучреждений/ С.С
Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с.
9. МетодическоепособиекучебникуВ.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология.
Общиезакономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа,
2003.– 128 с.
10. Настольнаякнигаучителябиологии/ Авт.-сост. КалиноваГ.С., КучменкоВ.С.М: ООО «ИздательствоАСТ»: «ОООИздательствоАстрель», 2002.-158
с. ЛовковаТ.А. Н.Б. Биология. Общиезакономерности. 9 класс.:
11. СеменцоваВ.Н.
Биология.
Общиезакономерности.
9
класс.
Технологическиекартыуроков: Методическоепособие. – СПб.:»Паритет»,
2002.-192 с.

12. Типовыетестовыезадания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.
13. ШалапенокЕ.С. , КамлюкЛ.В., ЛисовН.Д. Тестыпобиологии.-М.: Рольф,
2001.-384 с
14. ФросинВ.Н. ГотовимсяеКГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И.
Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Учебники
1.

«Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 кл.
Пономарева, Щ.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010

И.Н.

2.

«Биология. Животные» 7 кл.В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С.
Кучменко «Вентана-Граф»: 2010

3.

«Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф»,
2010

4.

«Основыобщейбиологии» 9 кл. И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова, О.А.
Корнилова «Вентана-Граф»: 2010

5.

«Биология. Базовыйуровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова,
Т.Е. Лощинина «Вентана-Граф»: 2010

6.

«Общаябиология. Базовыйуровень» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко
«Глобус»: 2007

7.

Государственнаяитоговаяаттестациявыпускников 9 классоввновойформе.
Биология. 2010/ ФИПИавторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В.
Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2009.
Пособия, разработанные в 2010 г.

8.

Государственнаяитоговаяаттестация
Тематическиетренировочныезадания.

(поновойформе):
Биология/

9
класс.
ФИПИавторы-

составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов – М.:
Эксмо, 2010.
9.

ГИА-2011.
Экзаменвновойформе.
Биология.
9
класс/
ФИПИавторысоставители: - М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов,
С.Б. Трофимов - Астрель, 2010.

10. Государственнаяитоговаяаттестациявыпускников 9 классоввновойформе.
Биология. 2011/ ФИПИавторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В.
Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Дополнительнаялитература
11. АнашкинаЕ.Н. Кроссвордыдляшкольников. Биология. – Ярославль:
«Академияразвития», 1997.-128 с.
12. Биология:
1600
тестовипроверочныхработдляшкольниковипоступающихввузы/
ДмитриеваТ.А., ГуленковС.И., СуматихинС.В. идр.
– М.: Дрофа, 1999.-432 с.

задач,

13. КрасновидоваС.С. Дидактическиематериалыпообщейбиологии: 10-11 кл.:
Пособиедляучащихсяобщеобразовательныхучреждений/ С.С
Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с.
14. СеменцоваВ.Н.
Биология.
Общиезакономерности.
9
класс.
Технологическиекартыуроков: Методическоепособие. – СПб.: «Паритет»,
2002.-192 с.
15. Типовыетестовыезадания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.
16. ШалапенокЕ.С. , КамлюкЛ.В., ЛисовН.Д. Тестыпобиологии.-М.: Рольф,
2001.-384 с
17. ФросинВ.Н. ГотовимсякЕГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И.
Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.

Учебники
1. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 кл. И.Н. Пономарева,
Щ.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010
2. «Биология. Животные» 7 кл.В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко
«Вентана-Граф»: 2010
3. «Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф», 2010
4. «Основыобщейбиологии» 9 кл. И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова, О.А.
Корнилова «Вентана-Граф»: 2010
5. «Биология. Базовыйуровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е.
Лощинина «Вентана-Граф»: 2010
6. «Общаябиология.
«Глобус»: 2007г.

Базовыйуровень»

И.Н.

Пономарева,

В.С.

Кучменко


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(963) 406-21-69

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».