Рабочая программа по родному языку (русский)ООО 2023-2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МР"Кизлярский район"
МКОУ "Новокрестьяновская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО
учителей гуманитарного
цикла

Заместитель директора по
УВР

Директор
________________________

Мансурова Т.М.
Приказ
№
173
________________________
Бабенко С.Г.
от «01» сентября 2023 г.
от
«31»
сентября
2023 г.
Саржан Э.Д.
от «31» августа2023 г.
________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский родной язык»
для обучающихся ООО

с.Новокрестьяновское2023

1 Пояснительная записка
Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 5-6 классов на уровне
основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., №
64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №
637-р), а также Примерной программы воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего
образования.
Общаяхарактеристикаучебногопредмета«Родной язык (русский)»
Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования в части требований, заданных Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметной области
«Родной язык и родная литература». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса
русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Цели курса русского
языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют специфику,
обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями
функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
Курс «Родной язык (русский)» направлен на удовлетворение потребности обучающихся в
изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права обучающихся, изучающих иные родные
языки (не русский). Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации
языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского
языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает
социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые
обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Целиизучения учебногокурса «Родной язык (русский)»
Целями изучения родного языка (русского) по программам основного общего образования
являются:

воспитание гражданина и патриота; формирование российской гражданской идентичности
в поликультурном и многоконфессиональном обществе; развитие представлений о родном русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного
отношения к русскому языку, а через него
к родной культуре; воспитание ответственного
отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов
России; овладение культурой межнационального общения;

расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых единицах,
прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурным компонентом значения; о таких
явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; об основных
нормах русского литературного языка; о национальных особенностях русского речевого этикета;

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;


совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать,
анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

совершенствование текстовой деятельности; развитие умений функциональной
грамотности осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию; понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст,
инфографика и др.);

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического
опыта исследовательской работы по родному языку (русскому), воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
Основные содержательные линии программы учебного курса «Родной язык (русский)»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного языка (русского) опирается на
содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература»,
сопровождает и поддерживает его.
Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с
основными содержательными линиями основного курса русского языка на уровне основного общего
образования, но не дублируют их в полном объёме и имеют преимущественно практикоориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
В первом блоке — «Язык и культура» — представлено содержание, изучение которого позволит
раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа,
национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого
этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах
русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок — «Культура речи» — ориентирован на формирование у учащихся ответственного
и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой
культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного
использования норм русского литературного языка в устной и письменной форме с учётом требований
уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм;
развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного
языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке — «Речь. Речевая деятельность. Текст» — представлено содержание,
направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и
письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для
школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию,
учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров,
стилистической принадлежности.
Место учебного предмета «Родной язык (русский)» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и
родная литература» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)», представленное в рабочей программе,
соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего
образования.
Учебный план на изучение родного языка (русского) в 5-6 классахотводит2
учебногочасавнеделю,всего68учебных часа.
2.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
5 класс
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык — национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека.
Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из
необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык — язык русской
художественной литературы.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной
культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта
(национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным
компонентом значения, народно-поэтические символы, народнопоэтические эпитеты, прецедентные
имена в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной
литературе.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительноласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов
с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях
художественной литературы разных исторических эпох.
Национальная специфика слов с живой внутренней формой. Метафоры общеязыковые и
художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как
изобразительные средства. Загадки. Метафоричность русской загадки.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых
наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека (барышня — об
изнеженной, избалованной девушке; сухарь — о сухом, неотзывчивом человеке; сорока — о болтливой
женщине и т. п.).
Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, источники, значение
и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как
воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры
народа.
Русские имена. Имена исконно русские (славянские) и заимствованные, краткие сведения по их
этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена,
входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую
окраску.
Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о
варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и
неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных,
глаголах. Омографы: ударение как маркер смысла слова. Произносительные варианты орфоэпической
нормы.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы
употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном
языке. Стилистические варианты лексической нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и
просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи. Типичные
примеры нарушения лексической нормы, связанные с употреблением имён существительных,
прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Род
заимствованных несклоняемых имён существительных; род сложных существительных; род имён
собственных (географических названий). Формы существительных мужского рода множественного
числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающиеся по смыслу. Литературные‚ разговорные‚ устарелые
и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа
существительных мужского рода.
Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в
общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском
языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени
родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как
показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния.
Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к
незнакомому человеку.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки
(скороговорки). Интонация и жесты.
Текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры
разговорной речи.
Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки
(сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т. д.).
6 класс
Раздел 1. Язык и культура
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского)
языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как
часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях
слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения
хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование
диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика,
заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и
неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее
представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их
группы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная

специфика

русской

фразеологии.

Исторические

прототипы

фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры
и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской
грамотности и др.).
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические
особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).
Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п.
мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах;
ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах

прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др.
Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и
точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления
лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических
омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория
склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов;
им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и
ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п.
мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных
III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚
порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён
существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в
санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного
платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть
на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок,
носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не
«самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен
существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых
формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой
этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы –
этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и

конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности.
Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция,
собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ).
Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные
виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые
средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная
презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
Итоговый урок

7 класс

Раздел 1. Язык и культура (22 ч)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей
общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в
обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели
истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие
из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в
том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке
синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики
между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом
контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т. п.).

Раздел 2. Культура речи (22 ч)
Основные орфоэпические нормысовременного русского литературного языка. Нормы
ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚
деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами
(нА дом‚ нА гору).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и
точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления,
функциональностилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚
связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего
времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица настоящего и будущего времени глаголов
очутиться,

победить,

убедить,

учредить,

утвердить)‚

формы

глаголов

совершенного

и

несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи
однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚
деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Литературный и разговорный варианты грамматической нормы (махаешь – машешь;обусловливать,
сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний
темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление
грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (22 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения.
Коммуникативные стратегии и тактики устного общения:
убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.
Текст как единица языка и речи. Текст, основные признаки текста: смысловая цельность,
информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные,
дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные),

стержневые (индуктивно-дедуктивные)

структуры. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Сильные
позициитекстов, их типы. Информативная функция заголовков.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и
собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в текстах
художественного стиля речи. Притча.
Резерв учебного времени – 2 ч.
8 класс
Раздел 1. Язык и культура.
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского
(общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова.
Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного
языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически
нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.
Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском,
американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому.
Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные
орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и
шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твёрдостимягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а]
после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична;
произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф̕] и [в̕]; произношение мягкого [н̕] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и
точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления
терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚
связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своём
составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
существительным со значением лица женского рода (врач пришёл – врач пришла); согласование
сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным;
согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два
новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестёр –
обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и
прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имён; их оценка.
Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять
речевой агрессии. Синонимия речевых формул.

3.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»
3.1 Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по родному языку (русскому) на уровне основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с

традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по родному языку (русскому) для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском
языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;

активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство);

патриотического воспитания:

осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родной язык
(русский)»;

ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;

активное неприятие асоциальных поступков;

свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;

эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;

понимание эмоционального воздействия искусства;

осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;

осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства;


физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на
примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать
и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее;

экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;

ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка;

овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания
мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного языкового образования;

установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень

своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не
известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и
экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий
успеха.
3.2 Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений
и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые
единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с
учётом самостоятельно выделенных критериев.

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;


выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации
с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.

Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями
и целями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической
речи и в письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и
иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению
и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины
коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и
корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие
результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
3.3 Предметные результаты
Язык и культура:

характеризовать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире, в жизни человека; осознавать важность бережного отношения к родному языку;

приводить примеры, доказывающие, что изучение русского языка позволяет лучше узнать
историю и культуру страны (в рамках изученного);

распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным
компонентом; характеризовать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в
произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы;

распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим
оценочно-характеризующим значением (в рамках изученного); понимать и объяснять национальное
своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов,
обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их;

распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок;
пословицы и поговорки, объяснять их значения (в рамках изученного), правильно употреблять их в
речи;

иметь представление о личных именах исконно русских (славянских) и заимствованных (в
рамках изученного), именах, входящих в состав пословиц и поговорок и имеющих в силу этого
определённую стилистическую окраску;

понимать и объяснять взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и
истории народа, истории языка (в рамках изученного);

использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов,
антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари, грамматические
словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе
мультимедийные).

Культура речи:


иметь общее представление о современном русском литературном языке;

иметь общее представление о показателях хорошей и правильной речи;

иметь общее представление о роли А. С. Пушкина в развитии современного русского
литературного языка (в рамках изученного);

различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с
учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);

различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах
прилагательных, глаголах (в рамках изученного); соблюдать нормы ударения в отдельных
грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять
омографы в письменной речи;

соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов (в рамках изученного);
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости;
употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм
современного русского языка;

различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной
речи; различать типичные ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и
исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи;

соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; соблюдать принципы
этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета; соблюдать русскую этикетную
вербальную и невербальную манеру общения;

использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов,
грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать орфографические
словари и справочники по пунктуации.

Речь. Речевая деятельность. Текст:

использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; владеть
элементами интонации; выразительно читать тексты; уместно использовать коммуникативные
стратегии и тактики устного общения (просьба, принесение извинений); инициировать диалог и
поддерживать его, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;

анализировать и создавать (в том числе с опорой на образец) тексты разных
функционально-смысловых типов речи; составлять планы разных видов; план устного ответа на уроке,
план прочитанного текста;

создавать объявления (в устной и письменной форме) с учётом речевой ситуации;

распознавать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);

анализировать и интерпретировать фольклорные и художественные тексты или их
фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, былины, пословицы, загадки);

редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставлять черновой и отредактированный тексты;

создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять
результаты проекта (исследования), представлять их в устной форме.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных
ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце третьего года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной
школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.
«Язык и культура»:

●

пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры;

●

приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше

узнать историю и культуру страны;

●

приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского

родного языка;

●

выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

●

распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать

особенности её употребления в текстах;

●

определять

значения

лексических заимствований

последних

десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;

●

объяснять происхождение названий русских городов (в рамках

изученного);

●

регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о

назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари,
словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и
выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»:

• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён
прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом
произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

• употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
• соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости;

• корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
• употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических
норм современного русского языка;

• анализировать и различать типичные речевые ошибки;
• редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
• выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
• анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка
чужую и собственную речь;

• корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного
языка;

• редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности
родительного и творительного падежей;

• соблюдать русскую этикетную манеру общения;
• использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского
речевого этикета;

• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического
значения слова и особенностей его
употребления;
• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для
определения нормативных вариантов произношения и правописания;

• использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения
слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования
текста;

• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования,
словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической
нормы; в процессе редактирования текста;

• использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения
нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

• анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев;
• распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;
• анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи;
• анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок;
• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении:
убеждение, комплимент, спор, дискуссия;

• уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
• строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на
проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

• владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного
общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и
реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной
школе при реализации содержательной линии ученик научится:
«Язык и культура»
 приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать
историю и культуру страны;
 приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного
языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
 выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
 характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения (с использованием
словарей);
 понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
 характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских
языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного, с использованием
словарей); сфере функционирования;
 комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
 определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать
неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные
слова;
 комментировать исторические особенности русского речевого этикета (обращение);
 характеризовать основные особенности современного русского речевого этикета;
 объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);
 регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении
конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари
иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и
выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»
 соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имён
прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
 различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом
произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
 употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
 понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения современного
русского языка;
 правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению
реальной действительности;
 соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
 употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости;
 корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
 опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
 употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм
современного русского языка;
 анализировать и различать типичные речевые ошибки;
 редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
 выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
 распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с
целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;
 анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и
собственную речь;
 корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

 редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности
родительного и творительного падежей;
 соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
 использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы
этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
 соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
 использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического
значения слова и особенностей его употребления;
 использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для
определения нормативных вариантов произношения и правописания;
 использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов,
подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования
текста;
 использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования,
словоизменения и построения словосочетания и предложения; для опознавания вариантов
грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
 использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного
написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»
 использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое
интерактивное) монологической речи, учебнонаучных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи;
 пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных
функциональносмысловых типов речи;
 владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;
использовать графики, диаграммы, план, схемы для представления информации;
 уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение,
комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
 уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
 анализировать структурные элементы и языковые особенности письма как жанра
публицистического стиля речи;
 создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в
письменной форме и представлять его в устной форме;
 строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на
проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
 анализировать и создавать тексты публицистических жанров (письмо);
 владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях

IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс

№

Тема раздела/ урока

Раздел 1. Язык и культура
1

Введение.Знакомство с учебником.

Количе
ство
часов
на
раздел/т
ему
24
1

Дата

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Домашнее
задание

С.6 упр. 2

05.09

2-3

Наш родной русский язык.

2

06.09
12.09

4-6

Из истории русской письменности.

3

13.09
19.09
20.09

7-8

Язык-волшебное зеркало мира и
национальной культуры.

2

26.09
27.09

С.25 упр 22
http://therules.ru/
http://www.gramota.ru/ С.29 упр 26
book/village/

910

История в слове: наименование
предметов традиционной русской
одежды.

2

03.10
04.10

С. 33 упр 29
http://gramma.ru/
http://www.gramota.ru/ С.34 упр 31
book/village/

1112

История в слове: наименование
предметов традиционного русского
быта.

2

10.10
11.10

http://rosuchebnik.ru/m С.38 упр 33
С.38 упр 35
aterial/uchimsyachitat-dumat-pisatsochineniya/

1315

Образность русской речи: метафора,
олицетворение.

3

http://www.gramota.ru/ С.43 упр 41
С.47 упр 45
book/village/

1617
1820

Живое слово русского фольклора.

2

Меткое
слово
русской
речи:
крылатые
слова,
пословицы,
поговорки.
О чём могут рассказать имена людей
и названия городов.

3

1

2526
2729

Обобщение по разделу «Язык и
культура»
Раздел 2. Культура речи
Современный русский литературный
язык.
Русская
орфоэпия.
Нормы
произношения и ударения.

17.10
18.10
24.10
25.10
07.11
08.11
14.11
15.11
21.11
22.11
28.11
29.11

15
2

3032

Речь тонкая и выразительная.
Основные лексические нормы.

3

3334

Стилистическая окраска слова.

2

2123
24

3

3

05.12
06.12
12.12
13.12
19.12
20.12
26.12
27.12
09.01
10.01

https://rosuchebnik.ru/
material/eor-porusskomu-yazyku/?
http://gramota.ru/

http://interneturok.ru/
http://www.gramota.ru/
book/village/
http://www.ivki.ru/svit
ok/

http://gramma.ru/
http://www.gramota.ru/
book/village/

С.8 упр.6
С.10упр.8
С.15 упр.12
С.18 упр.15
С.21 упр 19

С.49 упр 47
С.55 упр 54
С.58 упр 59
С.64 упр 66
С.67 упр 69
С.70 упр 73
С.72 упр 76
С.76 упр 80
С.80 упр 84
повторение

С.84 упр 88
С.87 упр 91
С.93 упр 101
С.95 упр 105
С.97 упр 108

http://www.gramota.ru/ С.100 упр 112
С.104 упр 121
book/village/

С.107 упр 128
http://www.gramota.ru/ Выписать из
учебника литbook/village/
ры слова.
Подгот.

3536

Речь
правильная.
грамматические формы.

Основные

2

16.01
17.01

Сообщение о
реках.
http://www.gramota.ru/ С.115 упр 139
С.116 упр 140
book/village/

http://gramma.ru/
3738

Речевой этикет: нормы и традиции.

2

23.01
24.01

http://www.gramota.ru/ С.120 упр 147
С.123 упр 152
book/village/
http://gramma.ru/

39

1

30.01

С.124 упр 153

40

Обобщение по разделу «Культура
речи»
Раздел 3. Текст
Язык и речь.

31
1

31.01

4142
43

Средства выразительности устной
речи.
Формы речи: монолог и диалог.

2

4445
4648

Текст и его строение.

2

Композиционные
особенности
описания,
повествования
и
рассуждения.

3

4950
5152
53

Средства связи предложений и частей
текста.
Функциональные
разновидности
языка.
Разговорная
речь.
Просьба.
Извинение.
Официально-деловой
стиль.
Объявление.

2

5556

Научно-учебный
подстиль.
ответа на уроке, план текста.

5758

Публицистический
выступление.

1

06.02
07.02
13.02
14.02
20.02
21.02
27.02
28.02

http://www.gramota.ru/
book/village/
http://www.gramota.ru/
book/village/
http://www.gramota.ru/
book/village/
http://www.gramota.ru/
book/village/
http://interneturok.ru/

С.126 упр 157
С.129 упр 164
С.130 упр 167
С.132 упр 168

С.134 упр 173
С.137 упр 179
С.139 упр 181
Работа с
рассказом.
С.144 упр 188
http://www.gramota.ru/ С.146упр 191
С.147 упр 193
book/village/
http://www.gramota.ru/ С.150 упр 195
С.152 упр 198
book/village/
http://www.gramota.ru/ С.154 упр 203

1

05.03
06.03
12.03
13.03
19.03

1

20.03

План

2

02.04
03.04

http://www.gramota.ru/ С.160 упр 212
Сообщение о
book/village/
ВДНХ
http://gramma.ru/

Устное

2

16.04
17.04

http://www.gramota.ru/ С.164 упр 216
С.165 упр 219
book/village/
http://gramma.ru/

5960

Язык художественной литературы.
Литературная сказка. Рассказ.

2

23.04
24.04

http://www.gramota.ru/ С.169 упр 224
С.170 упр 225
book/village/
http://gramma.ru/

6162

Особенности
текстов.

фольклорных

2

30.04
07.05

http://www.gramota.ru/ С.173 упр 230
Подгот. к
book/village/

63

Игра
викторина
по
теме
«Фольклор».
Обобщение по разделу «Речь.
Текст.»
Итоговая контрольная работа
Анализ контрольной работы.

1

08.05

викторине
С.174 упр 234

1

14.05

Подгот. к к/р

1
1

15.05
21.05

Повторение
Проект

54

64
65
66

языка

стиль.

2

book/village/
http://www.gramota.ru/ С.157 упр 209
book/village/
http://gramma.ru/

67
68

Конференция по проектным
исследовательским работам.
Подведение итогов года.

и

1

22.05

1

28.05

Повторение

6 класс
№

1
2-3

Тема раздела/ урока

Количе
Дата
ство
часов
на
раздел/т
ему
Раздел 1. Язык и культура
21
Введение.Знакомство с учебником.
05.09
1
Из истории русского литературного
2
06.09
языка.
12.09
Становление русского литературного
языка.
Диалекты как часть народной
культуры

1
1

19.09

Диалектизмы и их роль в языке.
Диалектная лексика в произведениях
художественной литературы.
Лексические заимствования как
результат взаимодействия
национальных культур
Лексические заимствования из
славянских и неславянских языков.
Особенности освоения иноязычной
лексики.

1
1

20.09
26.09

1

27.09

2

03.10
04.10
10.10
11.10

1315

Современные неологизмы.

3

1618

Отражение во фразеологии истории и
культуры народа.

3

1920
21

Современные фразеологизмы.

2
1

2223
2426

Обобщение по разделу «Язык и
культура».
Раздел 2. Культура речи
Стилистические особенности
произношения и ударения.
Нормы произношения отдельных
грамматических форм.

21
2

27

Синонимы и точность речи

1

2829

Виды синонимов.

2

4
5

6
7
8

910
1112

2

3

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419b
78

22.11
28.11
29.11
05.12
06.12
12.12

13.12
19.12

С.4 упр 2
С.10 упр 6
С.10 упр 8
С.15 упр 11

13.09

17.10
18.10
24.10
25.10
07.11
08.11
14.11
15.11
21.11

Домашнее
задание

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78

С.20 упр 14

С.21 упр 17
С.22 упр 18,
задание 4
С.27 упр 22

С.29 упр 26
С.31 упр 28
С.37 упр 34
С.34-35 упр
32
С.41 упр 39
С.43 упр 42
С.45 упр 45
С.47 упр 47
С.50 упр 48
С.51 упр 50
С.54 упр 55
С.55 упр 57
Повторение

С.58 упр 61
С.60 упр 63
С.62 упр 68
С.63 упр 72
С.64 упр 73
С.66 упр 80

С.68 упр 83
С.69 упр 84

3031

Антонимы и точность речи

2

20.12
26.12

3233

Лексические омонимы и точность
речи

2

27.12
09.01

3435

Особенности склонения имён
собственных.

2

10.01
16.01

3637

Нормы употребления имён
существительных

2

17.01
23.01

3839

Нормы употребления имён
прилагательных, числительных,
местоимений.
Речевой этикет

2

24.01
30.01

2

31.01
06.02

Обобщение по разделу «Культура
речи»

1

07.02

Раздел 3. Речь.Текст.
Эффективные приёмы чтения

28
2

4547

Этапы работы с текстом

3

4849

Тематическое единство текста

2

5052

Тексты описательного типа

3

5355

Разговорная речь. Рассказ о событии.
Бывальщина.

3

5658

Научный стиль. Словарная статья.

3

5961

Научное сообщение. Устный ответ

3

6263
64
65
66
67

Виды ответов.

2

Обобщение поразделу «Речь.Текст»
Итоговая контрольная работа
Анализ контрольной работы.
Конференция по проектным и
исследовательским работам.
Подведение итогов года.

1
1
1
1

03.04
16.04
17.04
23.04
24.04
30.04
07.05
08.05
14.05
15.05
21.05
22.05

1

28.05

4041
42

4344

68

7 класс

13.02
14.02
20.02
21.02
27.02
28.02
05.03
06.03
12.03
13.03
19.03
20.03
02.04

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78

С.71 упр 88
С.72 упр 90

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78

С.103 упр 147
С.106 упр 150

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
9b78

С.74 упр 95
С.78 упр 101
С.81 упр 108
С.82 упр 110
С.86 упр 119
С.88 упр 123
С.92 упр 130
С.94 упр 134
С.96 упр 137
С.101 упр 146
Повторение

С.108 упр 153
С.109 упр 154
С.110 упр 155
С.112 упр 158
С.114 упр 160
С.118 упр 166
С.119 упр 167
С.122 упр 169
С.124-125 упр
172
С.127 упр 174
С.128 упр 175
С.131 упр 180
С.133 упр 182
С.134 упр 185
С.137 упр 187
С.139 упр 190
С.139 упр 192
С.142 упр 196
С.142 упр 199
Подгот. к к/р
Повторение
Проект
Повторение

Тема

Кол-

во часов

№
урока

Дата

Домашнее
План

задание

1

Русский язык как развивающееся явление

§ 1 упр. 3

2
3
4

Практическая работа.
Устаревшие слова – живые свидетели истории.
Историзмы

5

1

5.09

§ 1 упр.

1

7.09

Повторение.

1

12.09

§ 2 упр.

1

14.09

§ 2 упр.

1

19.09

6

Практическая работа.

Повторение

1

21.09

7

Архаизмы в составе устаревших слов русского
языка и их особенности

§ 3 упр.

1

26.09

§ 3 упр.

1

28.09

Повторение

1

3.10

§4

1

5.10

§4

1

10.10

Повторение

1

12.10

§5

1

17.10

§5

1

19.10

8
9
10

Практическая работа.
Употребление устаревшей лексики в новом
контексте

11
12
13

Практическая работа.
Употребление иноязычных слов
проблема культуры речи

как

14
15

Практическая работа.

Повторение

1

24.10

16

Основные орфоэпические нормы современного
русского литературного языка. Ударение

§6

1

26.10

17

§6

1

7.11

18

§6

1

9.11

Повторение

1

14.11

Повторение

1

16.11

§7

1

21.11

22

§7

1

23.11

23

§7

1

28.11

Повторение

1

30.11

19
20
21

24

Практическая работа.
Проверочная работа № 1
Нормы
ударения
в
деепричастиях и наречиях

Практическая работа.

причастиях,

Факт

25

Трудные
паронимов

случаи употребления

§8

1

5.12

26

§8

1

7.12

27

§8

1

12.12

Повторение

1

14.12

§9

1

19.12

30

§9

1

21.12

31

§9

1

26.12

28
29

Контрольная работа за 1-е полугодие.
Типичные грамматические ошибки

32

Практическая работа.

Повторение

1

28.12

33

Традиции русской речевой манеры общения

§ 10

1

9.01

34

§ 10

1

11.01

35

§ 10

1

16.01

36

Практическая работа

Повторение

1

18.01

37

Нормы русского речевого и невербального
этикета

§ 11

1

23.01

38

§ 11

1

25.01

39

§ 11

1

30.01

40

Практическая работа

Повторение

1

1.02

41

Проверочная работа № 2

Повторение

1

6.02

42

Традиции русского речевого общения

§ 12

1

8.02

43

§ 12

1

13.02

44

§ 12

1

15.02

45

Практическая работа

Повторение

1

20.02

46

Текст. Виды абзацев.

§ 13

1

22.02

47

§ 13

1

27.02

48

§ 13

1

1.03

49

Практическая работа.

Повторение

1

6.03

50

Заголовки текстов, их типы

§ 14

1

13.03

§ 14

1

15.03

51

52

§ 14

1

3.04

§ 15

1

5.04

54

§ 15

1

10.04

55

§ 15

1

12.04

§ 16

1

17.04

57

§ 16

1

19.04

58

§ 16

1

24.04

Повторение

1

26.04

§ 17

1

3.05

61

§ 17

1

8.05

62

§ 17

1

10.05

§ 18

1

15.05

64

§ 18

1

17.05

65

§ 18

1

22.05

Разговорная речь. Спор и дискуссия

53

Публицистический стиль. Путевые заметки

56

59

Практическая работа

60

Текст рекламного объявления, его языковые
структурные особенности

Язык художественной литературы. Притча

63

и

66

Контрольная работа за 2-е полугодие.

Повторение

1

24.05

67

Практическая работа.

Повторение

1

29.05

68

Итоговый урок.

1

31.05

8 класс

№
п/п
1

Тема урока
Введение.
Язык и культура.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Исконно русская лексика.
Особенности исконно русской лексики.
Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики
русского литературного языка.
Старославянизмы.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка.
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи.
Иноязычная лексика в дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет в русской культуре.
Особенности речевого этикета в русской культуре.

Дата
План
4.09
11.09
18.09
25.09
2.10
9.10
16.10
23.10
6.11
13.11
19.11
26.11

Дата
Факт

4.12

24
25
26
27
28
29
30
31
32

Русский человек в обращении к другим.
Культура речи.
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.
Нормы употребления терминов.
Особенности употребления терминов в публицистике, художественной
литературе, разговорной речи.
Трудные случаи согласования в русском языке.
Трудные случаи согласования в русском языке
Трудные случаи согласования в русском языке.
Особенности современного речевого этикета.
Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации.
Представление проектов, результатов исследовательской работы.
Защита проектов.
Речь. Текст.
Информация: способы и средства ее получения и переработки.
Слушание как вид речевой деятельности.
Эффективные приёмы слушания.
Аргументация. Правила эффективной аргументации.
Доказательство и его структура.
Виды доказательств.
Разговорная речь. Самопрезентация.
Научный стиль речи.
Реферат. Учебно-научная дискуссия.

33
34

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма.
Защита проектных, исследовательских работ.

20.05
27.05

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
5.02
12.02
19.02
26.02
4.03
11.03
18.03
1.04
8.04
15.04
22.04
29.04
6.05
13.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛУЧЕНИКА
Русский родной язык, 6 класс/Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А.,
Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П.; АО
«Издательство«Просвещение»; 2021

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Александрова О.М. Поурочные планы. М. Просвещение, 2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.ruscorpora.ru Портал русского языка «ЯРУС»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(963) 406-21-69

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».