МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МР"Кизлярский район"
МКОУ "Новокрестьяновская СОШ"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО
учителей гуманитарного
цикла
Заместитель директора по
УВР
Директор
________________________
________________________
Мансурова Т.М.
Бабенко С.Г. Приказ № 173
от «01» сентября 2023 г.
Саржан Э.Д. от «31» сентября 2023 г.
от «31» августа2023 г.
________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная литература(русская). »
для обучающихся ООО
с.Новокрестьяновское2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 5-6
классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с
реализациейФедерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и
14Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований
федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
МинобрнаукиРоссии от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательногостандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России
05.07.2021 № 64101) крезультатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования поучебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область
«Родной язык иродная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена
решением ФУМО пообщему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания
русского языка илитературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства
РоссийскойФедерацииот9апреля2016г.№637-р).
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«РОДНАЯЛИТЕРАТУРА(РУССКАЯ)
»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет
широкиевозможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного
познанияжизниспозиций
гуманистическогосознания.Лучшиеобразцырусскойлитературыобладаютвысокой степенью
эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют ихприобщению к
гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества,
поэтомувполикультурнойязыковойсредерусскаялитературадолжнаизучатьсянаосноведиалогакультур.
Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как
общенациональнуюроссийскуюценность,каксредствовоспитанияшкольниковвдухеуважительногоотн
ошениякязыкуи культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры
межнациональногообщения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература»
учебныйпредмет«Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)».
Изучениепредмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников,
развитию ихречевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем
учебныйпредмет«Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его
отучебногопредмета«Литература»,входящеговпредметнуюобласть «Русский языкилитература».
Спецификакурсароднойрусскойлитературыобусловлена:
— отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено
ихнациональнокультурноесвоеобразие,напримеррусскийнациональныйхарактер,обычаиитрадициирусског
онарода,духовныеосновырусскойкультуры;
— болееподробнымосвещениемисторикокультурногофонаэпохисозданияизучаемыхлитературныхпроизведений,расширеннымист
орико-культурнымкомментариемкним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение
потребностишкольников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства
познания русскойнациональной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная
(русская) литература» неущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и
родные литературы, поэтомуучебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может
рассматриваться как время
дляуглублённогоизученияосновногокурсалитературы,входящеговпредметнуюобласть«Русскийязык
илитература».
Содержаниепрограммыпороднойрусскойлитературеневключаетпроизведения,изуч
аемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и
культурныйкругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями
фольклора,русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими
национальныеособенностирусскойлитературыикультуры,которыемогут
бытьвключенывпроблемно-тематические блокивсоответствиисоспецификойкурса.
Всодержаниикурсароднойрусскойлитературывпрограммевыделяютсятрисодержательныелинии(тр
ипроблемно-тематическихблока):
— «Россия—родинамоя»;
— «Русскиетрадиции»;
— «Русскийхарактер—русскаядуша».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса
роднойрусской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение
клитературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего
впроизведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском
иродномязыках;новогодниетрадиции
влитературенародовРоссииимира;образстепивфольклореилитературе народовРоссииидр.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной
школыстроится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического
принципов.Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской
классики исовременнойлитературы,актуализирующие вечныепроблемыиценности.
Проблемно-тематические блокиобъединяютпроизведения в соответствии с
выделеннымисквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза).
Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы,
связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например:
праздники русского мира,Масленица,блиныит. п.).
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на
различномлитературнохудожественномматериалепоказать,какважныедлянациональногосознанияпонятияпроявляются в
культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до
нашихдней(например:силадуха,доброта,милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие
всферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые
средствамидругих видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать
связи междуними(диалогискусствврусскойкультуре).
ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«РОДНАЯЛИТЕРАТУРА(РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение
иподдержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык
илитература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык
ироднаялитература»имеютсвоюспецифику,обусловленнуюдополнительнымпосвоемусодержаниюхарак
тером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы
вразныхрегионахРоссийскойФедерации.
Изучениепредмета«Роднаялитература(русская)»должнообеспечитьдостижениеследующихцелей:
— воспитаниеи развитиеличности, способнойпониматьиэстетическивоспринимать
произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим
мировоззрением,общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием,
чувствомпатриотизмаигордостиотпринадлежностикмногонациональномународуРоссии;
— формирование познавательного интереса к родной русской литературе,
воспитаниеценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта
русского народа,включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и
приобщение к егокультурномунаследию;
— осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности
ксвершениямитрадициямсвоегонародаиответственностизасохранениерусскойкультуры;
— развитиеуобучающихсяинтеллектуальныхитворческихспособностей,необходимыхдляуспе
шной социализации и самореализации личности в многонациональном
российскомгосударстве.
Учебныйпредмет«Роднаялитература(русская)»направленнарешениеследующихзадач:
— приобщениеклитературномунаследиюрусскогонародавконтекстеединого историческогои
культурногопространстваРоссии,диалогакультурвсехнародовРоссийскойФедерации;
— осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историкокультурных,нравственных,эстетическихценностей;
— выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей,
формированиепредставлений о многообразии национально-специфичных форм художественного
отраженияматериальнойидуховнойкультурырусскогонарода врусскойлитературе;
— получениезнанийороднойрусскойлитературекакоразвивающемсяявлениивконтекстееёвзаим
одействияс литературойдругихнародовРоссийскойФедерации,ихвзаимовлияния;
— выявлениекультурныхинравственныхсмыслов,заложенныхвроднойрусскойлитературе;созд
ание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по
поводупрочитанного;
— формированиеопытаобщенияспроизведениямироднойрусскойлитературывповседневнойжизн
ииучебнойдеятельности;
— накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения
иобоснованиясобственныхчитательскихпредпочтенийпроизведенийроднойрусскойл
итературы;
— формирование потребности в систематическом чтении произведений родной
русскойлитературыкаксредствепознаниямираисебявэтоммире,гармонизацииотношений
человекаиобщества,многоаспектногодиалога;
— развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска,
анализа,обработкиипрезентацииинформацииизразличныхисточников,включаяИнтернет,идр
.
МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«РОДНАЯЛИТЕРАТУРА(РУССКАЯ)»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ
Наобязательноеизучениепредмета«Роднаялитература(русская)»в5-6
классахвыделяетсяпо34часавгод(израсчёта1учебныйчасвнеделю).
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
5 класс
Раздел 1. Россия — Родина
мояПреданья
стариныглубокой
Малыежанрыфольклора:пословицыипоговорки оРодине, России,
русскомнароде(неменеепятипроизведений).
Русские народные и литературные сказки (не менее двух произведений). Например:
«Лисаи медведь»(русская народная сказка),К.Г.Паустовский«Дремучиймедведь».
Городаземли русской
Москвав произведенияхрусскихписателей
Стихотворения(неменеедвух).Например:А.С. Пушкин«НатихихберегахМосквы…»,
М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…», Л. Н. Мартынов «Красные ворота»
и др.А.П.Чехов.«В Москве наТрубнойплощади».
Родныепросторы
Русскийлес
Стихотворения(неменеедвух).Например:А.В.Кольцов«Лес»,В.А.Рождественский«Берёза»,В.А.Солоу
хин«Седьмую ночьбезперерыва…»идр.
И.С.Соколов-Микитов.«Русскийлес».
Раздел 2. Русские
традицииПраздники
русского мираРождество
Стихотворения (неменеедвух). Например:Б.Л.
Пастернак«Рождественскаязвезда»(фрагмент),В.Д.Берестов«Перед Рождеством»идр.
А.И.Куприн.«Бедныйпринц».
Н.Д.Телешов.«ЁлкаМитрича».
Теплородного дома
Семейныеценности
И.А. Крылов.Басни(однопроизведениеповыбору). Например:«Дерево»идр.
И.А.Бунин.«Снежныйбык».
В.И.Белов.«Скворцы».
Раздел3. Русскийхарактер—русскаядушаНе
доордена—былабы
РодинаОтечественнаявойна1812года
Стихотворения(неменеедвух).Например:Ф.Н.Глинка«Авангарднаяпеснь»,
Д.В.Давыдов«Партизан»(отрывок)идр.
Загадкирусскойдуши
Парадоксырусскогохарактера
К. Г.Паустовский.«Похожденияжука-носорога»(солдатскаясказка).
Ю.Я.Яковлев.«СыновьяПешеходова».
Овашихровесниках
Школьныеконтрольные
К.И.Чуковский.«Серебряныйгерб»(фрагмент).
А.А.Гиваргизов.«Контрольныйдиктант».
Лишьсловужизньдана
Роднойязык,роднаяречь
Стихотворения (неменеедвух).Например:И.А.Бунин«Слово»,В. Г. Гордейчев«Роднаяречь»идр.
6 класс
Раздел 1. Россиия- Родина моя. (12 ч)
Преданья старины глубокой
Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской
Русский Север: Архангельск в русской литературе
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из
книги «Поморские были и сказания»).
Родные просторы
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
Раздел 2. Русские традиции.(11 ч)
Праздники русского мира
Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
А. П. Чехов. «Блины».Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа».
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (11 ч)
Не до ордена – была бы Родина
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним
познакомился», «Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
7 класс
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (10 ч)
Преданья старины глубокой (4 ч)Русскиенародные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской (4 ч) Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы (2 ч)Русское поле
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (8ч)
Праздники русского мира (4 ч)Пасха
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома (4 ч)Русские мастера
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (17 ч)
Не до ордена – была бы Родина (4 ч)
На Первой мировой войне
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин.«Голубая стрекоза».
Загадки русской души (5 ч)Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках (4 ч)Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана (2 ч)Такого языка на свете не бывало
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
Проверочная работа по итогам изучения курса (1 ч)
Итоговый урок (1ч)
8класс
8 класс
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
С. Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Троица
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак.«Радость жизни».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана.
Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебногопредмета«Роднаялитература(русская)»в5-6
классахнаправленонадостижениеобучающимисяследующихличностных,метапредметныхипредметн
ыхрезультатов.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностныерезультатыосвоениярабочейпрограммыпопредмету«Роднаялитература(русская)»науровн
еосновногообщегообразованиядостигаются вединствеучебнойивоспитательной
деятельностиобразовательнойорганизации,реализующейпрограммыосновногообщегообразования,в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственнымиценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют
процессамсамопознания,самовоспитанияисаморазвития,формированиявнутреннейпозицииличности.
Личностныерезультатыосвоениярабочейпрограммыпопредмету«Роднаялитература(русская)»науровн
еосновногообщегообразованиядолжныотражатьготовностьобучающихся
руководствоватьсясистемойпозитивныхценностныхориентацийирасширениемопытадеятельностина её
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в томчисле
вчасти:
Гражданскоговоспитания:
— готовностьквыполнениюобязанностейгражданинаиреализацииегоправ,
уважениеправ,свободизаконныхинтересовдругихлюдей;
— активноеучастиевжизнисемьи,образовательнойорганизации,реализующейпрограммыосн
овногообщегообразования,местногосообщества,родногокрая,страны;
— неприятиелюбыхформэкстремизма,дискриминации;
— пониманиеролиразличныхсоциальныхинститутов вжизни человека;
— представлениеобосновныхправах,свободахиобязанностяхгражданина,социальныхнормахи
правилахмежличностныхотношенийвполикультурномимногоконфессиональномобществе;
— представлениеоспособахпротиводействиякоррупции;
— готовностькразнообразнойсовместнойдеятельности,стремлениеквзаимопониманиюивзаи
мопомощи,активное участие вшкольномсамоуправлении;
— готовностькучастиювгуманитарнойдеятельности(волонтёрство,помощьлюдям,нуж
дающимсявней);
Патриотическоговоспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
имногоконфессиональномобществе,проявлениеинтересакпознаниюродного
языка,истории,культурыРоссийскойФедерации,своегокрая,народовРоссии;
— ценностноеотношениекдостижениямсвоейРодины—России,кнауке,искусству,
спорту,технологиям,боевымподвигамитрудовымдостижениямнарода;
— уважениексимволамРоссии,государственнымпраздникам,историческомуиприродномунасл
едиюипамятникам,традициямразныхнародов,проживающихвроднойстране;
Духовно-нравственноговоспитания:
— ориентациянаморальныеценностиинормы вситуацияхнравственного выбора;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
другихлюдейспозициинравственныхиправовыхнормсучётомосознанияпоследствийпоступков
;
— активноенеприятиеасоциальныхпоступков,
свободаиответственностьличностивусловияхиндивидуальногоиобщественногопространства;
Эстетическоговоспитания:
— восприимчивостькразнымвидамискусства,традициямитворчествусвоегоидругихнаро
дов,пониманиеэмоциональноговоздействияискусства;
— осознаниеважностихудожественнойкультурыкаксредствакоммуникацииисам
овыражения;
— пониманиеценностиотечественногоимировогоискусства,ролиэтническихкультурныхтрад
ицийинародноготворчества;
— стремлениексамовыражениювразныхвидахискусства;
Физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:
— осознаниеценностижизни;
— ответственноеотношениексвоемуздоровьюиустановканаздоровыйобразжизни(здоровоепитан
ие, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха,регулярнаяфизическаяактивность);
— осознаниепоследствийинеприятиевредныхпривычек(употреблениеалкоголя,наркотиков,куре
ние)ииныхформвредадляфизическогоипсихическогоздоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным,информационнымиприроднымусловиям,втом
числеосмысляясобственныйопытивыстраиваядальнейшиецели;
— умениеприниматьсебяидругих,неосуждая;
— умениеосознаватьэмоциональноесостояниесебяидругих,
умениеуправлятьсобственнымэмоциональнымсостоянием;
— сформированностьнавыкарефлексии,признаниесвоегоправанаошибкуи
такогожеправадругогочеловека;
Трудовоговоспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи,образовательной организации, реализующей программы основного общего образования,
города,края)технологическойисоциальнойнаправленности,способностьинициировать,планирова
тьисамостоятельновыполнятьтакогородадеятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
наосновепримененияизучаемогопредметногознания;
— осознаниеважностиобучениянапротяжениивсейжизнидляуспешнойпрофессиональнойдеят
ельностииразвитиенеобходимыхуменийдляэтого;
— готовностьадаптироватьсявпрофессиональнойсреде;
— уважениектрудуи результатам трудовой деятельности;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненныхплановсучётомличныхиобщественныхинтересовипотребностей;
Экологическоговоспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач
вобластиокружающей
среды,
планированияпоступков
иоценкиихвозможныхпоследствийдляокружающейсреды;
— повышениеуровняэкологическойкультуры,осознаниеглобальногохарактераэкологическихпро
блемипутейихрешения;
— активноенеприятиедействий,приносящихвредокружающейсреде;
— осознаниесвоейроликакгражданинаипотребителяв
условияхвзаимосвязиприродной,технологическойисоциальнойсреды;
— готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправленности;
Ценностинаучногопознания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основныхзакономерностяхразвитиячеловека,природы
иобщества,взаимосвязяхчеловекасприроднойисоциальнойсредой;
— овладение языковойичитательской культуройкаксредствомпознаниямира;
— овладениеосновныминавыкамиисследовательскойдеятельности,установканаосмыслениеопы
та, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достиженияиндивидуальногоиколлективногоблагополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиямсоциальнойиприроднойсреды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующихведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальнойжизнивгруппахисообществах,включаясемью,
группы,сформированныепопрофессиональнойдеятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурнойсреды;
— способностьобучающихсяковзаимодействиювусловияхнеопределённости,открытостьопы
туизнаниямдругих;
— способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень
своейкомпетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей,восприниматьвсовместнойдеятельностиновыезнания,навыкиикомпетенцииизопытадругих
;
— навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
томчислеспособностьформулировать
идеи,понятия,гипотезыобобъектахиявлениях,втомчислеранее не известных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планироватьсвоёразвитие;
— умениеоперироватьосновнымипонятиями,терминамиипредставлениямивобластикон
цепцииустойчивогоразвития;
— умениеанализироватьивыявлятьвзаимосвязиприроды,обществаиэкономики;
— умениеоцениватьсвоидействия
сучётомвлияниянаокружающуюсреду,достиженияцелейипреодолениявызовов,возможныхглобал
ьныхпоследствий;
— способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящиеизменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующийконтрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия;формулироватьиоцениватьрискиипоследствия,формироватьопыт,уметьнаходитьпозити
вноевпроизошедшейситуации;бытьготовымдействоватьвотсутствие гарантийуспеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальнымиучебнымипознавательнымидействиями.
Базовыелогическиедействия:
— выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакиобъектов(явлений);
— устанавливатьсущественныйпризнакклассификации,основаниядляобобщенияисравнения,кри
териипроводимогоанализа;
— сучётомпредложеннойзадачивыявлятьзакономерностиипротиворечияврассматриваемыхфакт
ах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей
ипротиворечий;
— выявлятьдефицитыинформации,данных, необходимыхдлярешенияпоставленнойзадачи;
— выявлятьпричинноследственныесвязиприизученииявленийипроцессов;делатьвыводысиспользованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии,формулироватьгипотезыовзаимосвязях;
— самостоятельновыбиратьспособрешенияучебнойзадачи(сравниватьнескольковариантовреш
ения,выбиратьнаиболееподходящийсучётомсамостоятельновыделенныхкритериев).
Базовыеисследовательскиедействия:
— использоватьвопросыкакисследовательскийинструментпознания;
— формулироватьвопросы,фиксирующиеразрывмеждуреальнымижелательнымсостояниемситу
ации,объекта,самостоятельноустанавливатьискомое иданное;
— формироватьгипотезуобистинностисобственныхсужденийисужденийдругих,аргу
ментироватьсвоюпозицию,мнение;
— проводитьпо
самостоятельно
составленномуплануопыт,несложныйэксперимент,небольшое
исследование
по
установлению
особенностей
объекта
изучения,
причинноследственныхсвязейизависимостейобъектовмеждусобой;
— оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформации,полученнойвходеисследования(экс
перимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённогонаблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученныхвыводовиобобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия
ваналогичныхилисходныхситуациях,атакжевыдвигатьпредположенияобихразвитиивновых
условияхиконтекстах.
Работасинформацией:
— применятьразличныеметоды,инструменты
изапросыприпоискеиотбореинформацииилиданныхизисточниковс
учётомпредложеннойучебнойзадачиизаданныхкритериев;
— выбирать,анализировать,систематизироватьиинтерпретироватьинформациюразличныхви
довиформпредставления;
— находитьсходныеаргументы(подтверждающиеилиопровергающиеоднуи
тужеидею,версию)вразличныхинформационныхисточниках;
— самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинформацииииллюстрироватьре
шаемыезадачинесложнымисхемами,диаграммами,инойграфикой иихкомбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическимработникомилисформулированнымсамостоятельно;
— эффективнозапоминатьисистематизироватьинформацию.
Овладениеуниверсальнымиучебнымикоммуникативнымидействиями.
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
иусловиямиобщения;
— выражатьсебя (своюточкузрения) вустныхиписьменныхтекстах;
— распознаватьневербальныесредстваобщения,пониматьзначениесоциальныхзнаков,знатьирасп
ознаватьпредпосылкиконфликтныхситуацийисмягчатьконфликты,вестипереговоры;
— пониматьнамерениядругих,
проявлятьуважительноеотношениексобеседникуивкорректнойформеформулироватьсв
оивозражения;
— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
ивысказыватьидеи,нацеленныенарешениезадачииподдержаниеблагожелательностиобщения;
— сопоставлятьсвоисужденияссуждениямидругихучастниковдиалога,обнаруживатьразл
ичие исходствопозиций;
— публичнопредставлятьрезультатывыполненногоопыта(эксперимента,исследования,пр
оекта);
— самостоятельновыбиратьформатвыступлениясучётомзадачпрезентациииособенностейауди
тории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованиемиллюстративныхматериалов.
2) Совместнаядеятельность:
— пониматьииспользоватьпреимуществакоманднойииндивидуальнойработыприрешенииконк
ретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
формвзаимодействияприрешениипоставленнойзадачи;
— приниматьцельсовместнойдеятельности,коллективно
строитьдействияпоеёдостижению:распределять
роли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультат совместнойработы;
— уметьобобщатьмнениянесколькихлюдей,
проявлятьготовностьруководить,выполнятьпоручения,подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтенийивозможностейвсехучастниковвзаимодействия),распределятьзадачимеждучленами
команды,участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» ииные);
— выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлениюикоор
динироватьсвоидействиясдругимичленамикоманды;
— оцениватькачествосвоеговкладавобщийпродуктпокритериям,самостоятельносфор
мулированнымучастникамивзаимодействия;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижениерезультатов,разделять сферуответственностиипроявлятьготовность
кпредоставлениюотчётапередгруппой.
Овладениеуниверсальнымиучебнымирегулятивнымидействиями.
1) Самоорганизация:
— выявлятьпроблемыдлярешениявжизненныхиучебныхситуациях;
— ориентироватьсявразличныхподходахпринятиярешений(индивидуальное,принятиереш
ениявгруппе,принятиерешенийгруппой);
— самостоятельносоставлятьалгоритмрешениязадачи(илиего
часть),выбиратьспособрешения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей,аргументироватьпредлагаемыевариантырешений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения),корректироватьпредложенный
алгоритмсучётомполученияновыхзнанийобизучаемомобъекте;
— делатьвыборибратьответственностьзарешение.
2) Самоконтроль:
— владетьспособамисамоконтроля,самомотивацииирефлексии;
— даватьадекватнуюоценкуситуацииипредлагать планеёизменения;
— учитыватьконтекстипредвидетьтрудности,которыемогутвозникнутьприрешенииучебнойзадач
и,адаптироватьрешениекменяющимсяобстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценкуприобретённомуопыту,уметьнаходитьпозитивное впроизошедшейситуации;
— вноситькоррективывдеятельностьнаосновеновыхобстоятельств,изменившихсяситуаций,уста
новленныхошибок,возникшихтрудностей;
— оцениватьсоответствиерезультатацели и условиям.
3) Эмоциональныйинтеллект:
— различать,называтьиуправлятьсобственнымиэмоциямииэмоциямидругих;—
выявлятьианализироватьпричиныэмоций;
— ставитьсебянаместодругогочеловека,пониматьмотивыинамерениядругого;
— регулироватьспособвыраженияэмоций.
4) Принятиесебяидругих:
— осознанноотноситьсякдругомучеловеку, егомнению;
— признаватьсвоёправо наошибкуитакоежеправодругого;
— приниматьсебяидругих,неосуждая;
— открытостьсебеидругим;
— осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
1) Выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок
какоснову для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте
диалогакультур с другими народами России; осознавать ключевые для русского национального
сознаниякультурныеинравственныесмыслывпроизведенияхоМосквекакстолицеРоссиииорусскомлес
е;
2) иметьначальныепредставленияо
богатстверусскойлитературыикультурывконтекстекультурнародов России; о русских национальных
традициях в рождественских произведениях ипроизведенияхосемейныхценностях;
3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках
русскойдуши в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах
подростков иосвоеобразиирусскогоязыкаироднойречи;
4) владетьумениемдаватьсмысловойанализфольклорногоилитературноготекстанаосновенавод
ящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историкокультурныекомментарииисобственные
текстыинтерпретирующегохарактеравформатеответанавопрос,сопоставлять произведения
словесного искусства с произведениями других искусств и
учитьсяотбиратьпроизведениядлясамостоятельногочтения;
5) иметьначальныепредставленияопроектноисследовательскойдеятельности,оформленииипредъявлении
её
результатов,
владеть
элементарными умениями работы с разными источникамиинформации.
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п Раздел
1
Россиия - Родина моя
2
Русские традиции.
3
Русский характер- русская душа.
Количество часов
6 класс
№ п/п
1
2
3
Кол-во часов
11
11
12
34
Раздел
Россия- Родина моя
Русские традиции.
Русский характер - русская душа.
Количество часов
Кол-во часов
13
10
11
34
8 класс
№№
Название темы, раздела, модуля, блока
Количество
часов
(1 час в
неделю)
Формируемые
социально
значимые и
ценностные
отношения (№)
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1.
2.
3.
Преданья старины глубокой
3
3,4,7,9
Города земли русской
2
3,4,7,9
Родные просторы
7
3,4,7,9
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
4.
5.
Праздники русского мира
4
1,3,5,7,9
Тепло родного дома.
7
1,3,5,7,9
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
6.
Не до ордена была бы Родина
7.
Загадки русской души
8.
О ваших ровесниках
9.
Лишь слову жизнь дана
Всего
2
4
4
1
34 часа
3,5,7,9,10
3,5,7,9,10
3,5,7,9,10
3,5,7,9,10
Поурочное планирование
5 класс
№
Тема урока
урока
Домашнее задание
1
2
С.6-7
Нарисов.иллюстрацию
Кол-во
Дата
часов
Раздел 1. Россия- Родина моя(11ч)
Введение. Знакомство с учебником.
1
01.09
Старая пословица век не сломится. Пословицы 1
08.09
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14-15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25-26
27
28
29
30
31
32
33
34
и поговорки о Родине, России, русском народе.
В сказочном лесу. Русская народная сказка 1
22.09
«Лиса и медведь».
Новая жизнь русских сказок. К.Г.Паустовский. 1
29.09
Сказка «Дремучий медведь».
«Края
Москвы,
края
родные...». 1
06.10
Стихотворения
А.С.Пушкина
и
М.Ю.Лермонтова о Москве.
Москва в произведениях русских писателей. 1
13.10
Л.Н.Мартынов «Красные ворота».
Москва в произведениях русских писателей. 1
20.10
А.П.Чехов « В Москве на Трубной площади».
«Страна берёзового ситца». И.С.Соколова- 1
27.10
Микитов «Русский лес».
Стихотворения о русском лесе А.В.Кольцова, 1
10.11
В.А.Рождественского, В.А.Солоухина
Проверочная работа по разделу «Россия- 1
17.11
Родина моя»
Урок по вариативной части программы по 1
24.11
разделу «Россия - Родина моя»
Раздел 2. Русские традиции ( 11 ч)
Светлый праздник Рождества.
1
01.12
Б.Л.Пастернак «Рождественская звезда»
1
08.12
А.И.Куприн «Бедный принц»
2
15.12
22.12
И.А.Ильин «Рождественское письмо».
1
29.12
Семейные ценности. И.А.Крылов «Дерево»
1
12.01
И.А.Бунин «Снежный бык»
1
19.01
В.И.Белов «Скворцы».
1
26.01
Подготовка к проверочной работе.
1
02.02
Проверочная работа по разделу «Русские 1
09.02
традиции»
Урок по вариативной части программы по 1
16.02
разделу «Русские традиции»
Раздел 3. Русский характер - русская душа»(12ч)
Отечественная война 1812 года. Ф.Н.Глинка 1
01.03
«Авангардная песнь».
Д.В. Давыдов «Партизан»
1
15.03
К.Г.Паустовский
«Похождения
жука- 2
22.03
носорога».
05.04
Ю.Я.Яковлев «Сыновья Пешеходова».
1
12.04
К.И.Чуковский «Серебряный герб»
1
19.04
А.А.Гиваргтзов «Контрольный диктант».
1
26.04
И.А.Бунин «Слово. В.Г. Гордейчев «Родная 1
03.05
речь»
Подготовка к проверочной работе.
1
10.05
Проверочная работа по разделу «Русский 1
17.05
характер- русская душа»
Урок по вариативной части программы по 1
24.05
разделу «Русский характер- русская душа»
Подведение итогов года
1
31.05
к одной из пословиц
С.17-18
С.27-28, вопросы
Выразит.чтение
С.41-42
С.47-48
С.54-55
Подгот.
провер.работе
Повторение
С.62-64
С.66-67 выраз.чтение
С.69-70
Прочитать рассказ
Пересказ
С.88 - вопросы
С.89 чтение по ролям
С.96-97
Пересказ
Подгот.к п/р
Повторение
С.108-109
С.112-113
С.116
Чтение сказки
Пересказ
С.124-127
С.134-135
С.138-139
Выраз.чтение
Подгот.к п/р
Повторение
6 класс
№
урока
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Домашнее
задание
к
1
2
Раздел 1. Россия- Родина моя(13ч)
1
1
Введение. Знакомство с предметом.
Славна богатырями земля Русская. Русские былины. Былина
«Илья Муромец и Святогор»
Замысел и идея очерка М.М. Пришвина «Певец былин»
04.09
11.09
С.8-14
1
18.09
С.18-20
1
25.09
С.15-16
1
02.10
С.29-30
6-7
Значение былинных образов в стихотворении И.А. Бунина
«Святогор и Илья»
Архангельск – столица Русского Севера. С.Г. Писахов
«Ледяна колокольня»
Б.В. Шергин «Поморские были и сказания»
2
09.10
16.10
С.37-40
С.40-45
8
Волшебница-зима. И.С. Никитин «Встреча зимы»
1
23.10
С.49-52
9
А.А. Блок «Снег да снег. Всю избу занесло…». Н.М. Рубцов
«Первый снег»
По мотивам «зимних» сказок. Е.Л. Шварц «Два брата»
1
06.11
С.56-57 наизусть
2
13.11
20.11
С.62-69
С.70-76, подгот.к
п/р
12
13
Проверочная работа по разделу «Россия – Родина моя»
Урок по вариативной части программы по разделу «Россия –
Родина моя»
1
1
27.11
04.12
Повторение
14
Праздник Масленицы в народной культуре
15
М.Ю. Лермонтов «Посреди небесных тел…». А.Д. Дементьев
«Прощёное воскресенье»
А.П. Чехов «Блины»
1
18.12
С.80-82
С.84 наизусть
1
25.12
С.92-96
17
18
Тэффи «Блины»
«Всюду родимую Русь узнаю…» В.А. Рождественский
«Русская природа»
1
1
15.01
22.01
С.97-101
С.107-108
выраз.чтение
19
Заботливое и внимательное отношение к природе. К.Г.
Паустовский «Заботливый цветок»
Значение семейных отношений. Ю.В. Бондарев «Поздним
вечером»
Проверочная работа по разделу «Русские традиции»
1
29.01
С.111-115
1
05.02
1
12.02
С.117-124,
подгт.к п/р
Повторение
Уроки по вариативной части программы по разделу «Русские
традиции»
2
3
4
5
10-11
16
20
21
22-23
24-25
26
27
28
29
30
31
32
33-34
7 класс
Раздел 2.Русские традиции(10ч)
1
11.12
19.02
26.02
Раздел 3. «Русский характер- русская душа»(11ч)
Оборона Севастополя. А.Н. Апухтин «Солдатская песня о 2
04.03
Севастополе».
11.03
Чудеса нужно делать своими руками. Ф.И. Тютчев «Чему бы 1
18.03
жизнь нас ни учила…»
Жанр рождественского рассказа. Н.С. Лесков «Неразменный
рубль»
Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Бабушка
с малиной»
Реальность и мечты. Р.П. Погодин «Кирпичные острова»
Реальное и фантастическое в произведении. Е.С. Велтистов
«Миллион и один день каникул»
«На русском дышим языке…» К.Д. Бальмонт «Русский язык».
Ю.П. Мориц «Язык обид – язык не русский…»
Проверочная работа по разделу «Русский характер –
русская душа»
Уроки по вариативной части программы по разделу «Русский
характер – русская душа»
С.131
С.133-136
С.140-141
1
01.04
143-151
1
08.04
С.157-160
1
1
15.04
22.04
С.164-170
С.172-180
1
29.04
1
06.05
С.187-188,
подгот.к п/р
Повторение
2
13.05
20.05
Наименование раздела, тема урока
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34. Повторение изученного года.
35. Итоговый урок
Домашнее
задание
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Русские народные песни : «На заре то было, братцы, на
утренней…»
Русские народные песни : «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1)
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»)
А. И. Солженицын. «Колокол Углича»
И. С. Никитин. «Поле»
И. А. Гофф. «Русское поле»
Д. В. Григорович. «Пахарь» ( главы из повести)
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»,
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху»
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину)
А. П. Чехов. «Казак»
Контрольная работа за 1-полугодие.
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент)
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент)
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»
РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»,
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…»
Г. М. Иванов. «Георгий Победоносец»
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война»
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза»
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине»
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки»,
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
А. С. Игнатова. «Джинн Сева»
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» «Изумрудная рыбка»,
«Ах, миледи!»,)
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка»( «Про личную жизнь»)
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
Контрольная работа за 2-е полугодие.
факт
1.
Дата
по плану
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Количество часов
№
урока
10
1
03.09.
Стр9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10.09
17.09.
24.09.
1.10
08.10.
15.10.
22.10
29.10.
12.11
Стр 11
Стр 12
Стр 14
Стр 16
Стр 18
Стр 20
Стр 21
Стр 22
Стр 23
19.11
26.11
3.12
10.12
17.12
24.12
14.01
21.01
Стр24
Стр25
Стр26
Стр27
Стр28
Стр29
Стр30
Стр31
28.01
4.02
11.02
18.02
25.02
4.03
11.03
18.03
1.04
8.04
15.04
22.04
Стр32
Стр33
Стр34
Стр35
Стр36
Стр37
Стр38
Стр39
Стр40
Стр41
Стр42
Стр43
1
1
1
1
1
29.04
6.05
13.05
20.05
27.05
Стр44
Стр45
Стр46
Стр47
Стр48
8 класс
№№
Дата
Раздел, тема урока
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (12ч.)
Домашнее задание
1.
3.09
2.
10.09
3.
17.09
4.
24.09
5.
1.10
6.
8.10
7.
15.10
8.
22.10
9.
29.10
10.
11.
12.11
2чет.
19.11
12.
26.11
Преданья старины глубокой(3ч.)
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин:
С. Н. Марков. «Сусанин»
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин:
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин:
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа)
Города земли русской (2ч.)
По Золотому кольцу:
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
По Золотому кольцу:
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль»
В. А. Степанов. «Золотое кольцо»
Родные просторы (7ч.)
Волга – русская река:
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная
песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы
«Горе старого Наума»)
Волга – русская река:
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»
Волга – русская река:
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент)
ДРК Родные просторы
А.В.Кольцов «По-над Доном сад цветет»
ДРКРодные просторы
К.Ф.Рылеев. Дума «Дмитрий Донской»
ДРКРодные просторы
Н.Кукольник «К Дону»
КР по итогам изучения Раздела 1
анализ текста
проектное
задание
анализ текста
анализ текста
анализ текста
анализ текста
анализ текста
анализ текста
анализ текста
анализ текста
анализ текста
анализ текста
анализ текста
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (11ч.)
13.
14.
15.
3.12
10.12
17.12
16.
24.12
Праздники русского мира (4ч.)
Троица:И. А. Бунин. «Троица»
Троица:С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Троица:Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без
слов…»
Троица:И. А. Новиков. «Троицкая кукушка»
анализ текста
анализ текста
анализ текста
ПРОЕКТ
анализ текста
Тепло родного дома (7ч.)
17.
18.
14.01
3чет.
21.01
19.
28.01
20.
4.02
21.
11.02
22.
18.02
23.
25.02
Родство душ:
Ф.Д.Крюков «Счастье», «Казачка»
Родство душ:
К.Г.Паустовский «Порт в траве»
Родство душ:
Ф. А. Абрамов. «Валенки»
Родство душ:
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести)
Родство душ:
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести)
Родство душ:
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни»
КР по итогам изучения Раздела 2
анализ текста
анализ текста
проектное задание
анализ текста
анализ текста
анализ текста
анализ текста
анализ текста
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША(12ч.)
24.
4.03
25.
11.03
26.
18.03
27.
28.
8.04
3чет.
15.04
29.
22.04
30.
29.04
31.
6.05
32.
13.05
33.
20.05
34.
27.05
Не до ордена – была бы Родина (2ч.)
Дети на войне:
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)
Дети на войне:
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы)
Загадки русской души (4ч.)
Сеятель твой и хранитель:
И. С. Тургенев. «Сфинкс»
Сеятель твой и хранитель:
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»
ДРК Загадки русской души
А.В.Калинин «Эхо войны»
ДРК Загадки русской души
Е.А. Долматовский, Н.К.Дортзо, А.И.Недогонов. Русский
национальный характер в стихотворениях донских поэтов о
войне
О ваших ровесниках (4ч.)
Пора взросления:
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы)
Пора взросления:
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Пора взросления:
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
КР по итогам изучения Раздела 3
Лишь слову жизнь дана (1ч.)
Язык поэзии:
Дон Аминадо. «Наука стихосложения»
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет»
Итоговый урок
анализ текста
ПРОЕКТ
анализ текста
анализ текста
анализ текста
анализ текста
анализ текста
анализ текста
анализ текста
анализ текста
анализ текста
Рекомендации
на лето
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
Русскаяроднаялитература. 5класс.Учебникдляобщеобразовательныхорганизаций
Автор(ы):АлександроваО.М.,АристоваМ.А.,БеляеваН.В.,ДобротинаИ.Н.,КритароваЖ.Н.,Мухаметшина
Р.Ф.
ISBN:
Введитесвой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
Поурочныеразработкипороднойрусскойлитературе.
5класс:пособиедляучителя(кУМКО.М.Александровойидр.(М.:Просвещение),вып.с2019г.понаст. вр.)
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
http://school.yandex.ru/Каталогдетскихресурсов«Интернетдлядетей»http://w
wwlrc-lib.ruРусскаяАссоциацияЧтенияhttp://slovnik.rusgor.ru
Коллекция«Русскаяизарубежнаялитературадляшколы»Российскогообщеобразовательногопортала
http://www. klassika.ru Библиотека русской религиозно-философской и
художественнойлитературы«Вехи»
http://magazines.russ.ruЗвучащаяпоэзия:поэтическаяаудиобиблиотекаhttp://w
ww.rulib.netРусскаявиртуальнаябиблиотека
Информационные ресурсы:
http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская
литература и фольклор».
https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.
https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.
https://www.slovari.ru / Электронная библиотека словарей русского языка.
http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру».
http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской истории и культуре.
http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН – раздел
«Электронные ресурсы».
http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская литература».
https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.
https://ilibrary.ru/ интернет-библиотека Алексея Комарова: представлены
тексты академических изданий русской классики XIX – начала XX вв.
https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает
классику и современную литературу для детей и подростков, а также коллекцию диафильмов.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ
Отсутствует
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ,ДЕМОНСТРАЦИЙ
компьютерсмонитором