Рабочая программа внеурочной деятельности. Читательская грамотность.ООО на 2023-2024 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МР"Кизлярский район"
МКОУ "Новокрестьяновская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО учителей
гуманитарного цикла

Заместитель директора по УВР Директор
________________________

УТВЕРЖДЕНО

________________________

________________________

Бабенко С.Г.
Мансурова Т.М.
Приказ № 173
Саржан Э.Д. от «31» августа 2023 г.
от «01» сентября 2023 г.
от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
для обучающихся 5 класса

с.Новокрестьяновское 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность » для 5 классов
составлена в соответствии с:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
3. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–1290/03 «О
направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое письмо об
организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования).
4. Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности обучающихся
– http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
5. Стратегиями развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана
мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 12.11.2020 № 2945-р).
6. Письмом МОиН РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по
уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
7. Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития РФ на период до 2024 года»
8. Приказом Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 «Об утверждении
Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных
организациях на основе практики международных исследований качества подготовки
обучающихся»
9. Письмом Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от
14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
10. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г. №03-ПГ-МП42216
«Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во
внеурочной деятельности».
11. Федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) основного
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287)
12. Приказом Министерства Просвещения РФ от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в
некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по
вопросам воспитания обучающихся».
13. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 г № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
Программа внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности адресована
учащимся 5 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам
всех учебных предметов, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической
линией школьного образования в целом.
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС
ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В
современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически
воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная
школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность
человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать,
реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном
пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем

сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося,
который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе
самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения
воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность
образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно
работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является
необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы будет способствовать не
только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство
познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует
внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства,
волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе,
они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы: формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических
задач при работе с текстом различного содержания.
Задачи программы:
1. развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовнонравственные основы личности;
2. вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать
потребность в чтении, в том числе досуговом;
3. развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в
процессе освоения способов деятельности;
4. освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом
деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения
(просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и
текстом как единицей информации;
5. учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и
рефлексивной оценки информации на основе
– углубления базовых знаний по теории текста;
– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров,
соответствующих возрасту учащихся;
– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего
использования;
– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления
текстов.
Место курса внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности в
учебном плане:
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год обучения составляет 34
часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.

Содержание курса
Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)
Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан
процесс чтения.
Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным.
Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования; обсуждение
возможных результатов и формы предъявления результата(создание портфолио-отчёта или портфолио
достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для
портфолио. Оформление первой страницы портфолио (результат работы с текстом и анкетирования).
Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель чтения книги,
статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно;
чтобы научиться чему- либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т. п.)
Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели
(выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).
Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)
Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о
выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования.
Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения
информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.
Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе школьной/районной
библиотеки).
Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование содержания книг по
заглавию, известным авторам, догадке, жизненному опыту).
Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева «Учитесь быстро читать», К.
Дойль
«Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков «Занимательная география», Гомер «Илиада», Н. Носов
«Фантазёры», Р. Декарт «Метафизические размышления», Энциклопедия этикета и т.п.)
Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на вопрос: «Как выбрать
нужную
книгу?»;определение элементов структуры книги и информации, которую несёт элемент.
Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой, статьёй
учебника и т.п. Практическое освоение способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого
учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную
информацию.
Вопросы и задания(зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод, например,
о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):
•
прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;
•
прочитайте аннотацию;
•
обратите внимание на условные обозначения;
•
выделите заголовки и рубрики;
•
представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;
•
просмотрите первую и последнюю страницы.
•
Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать)
именно эту книгу?
Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения (в работе с отдельным
текстом)с целью более подробно уяснить какую-то определенную информацию.
Вопросы и задания:
•
прочитайте, кто автор текста;
•
прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о чём
говорится в абзаце, в тексте;
•
бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;
•
поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по теме? Что мне
нужно узнать? Чего жду от этой главы, параграфа?
•
найдите в тексте … (конкретную информацию)

Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работа в малых группах (парах),
коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте
приёмы просмотрового и ознакомительного чтения: …)
Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)
Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на имеющиеся
знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели (стадия вызова в
технологии РКМЧП), осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления),
размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации
читаемого текста.
Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП (приём «З-ХУ», Д. Огл). Комплексный подход к содержанию текста из учебника истории (географии или научнопопулярного текста), тема которого частично знакома учащимся:
1)
заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства с текстом,
2)
заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика таблицы,
3)
самостоятельное чтение текста и выявление информации,
4)
совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами поставили перед
чтением?
5)
заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,
6)
добавление источника информации (текст …) в дополнительный столбик.
Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что осталось нераскрытым?
Какие источники информации могут помочь?
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Источники информации
Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)
Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань,
сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на
основе практического осмысления его признаков: выраженность (текст всегда выражен в устной или
письменной форме); ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух
или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое
целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и
содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая цельность
(текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность
(содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция
автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует
абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).
Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий. Анализ темы «осень»
и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А.
Фета(«Когда сквозная паутина…») – выявление групп тематических слов; в стихотворении («Унылая
пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») –
выявление ритмико-интонационной организации текстов. Подготовка выразительного чтения
литературных произведений.
Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме: утверждение темы,
сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск необходимого материала с помощью
приёмов просмотрового (поискового) чтения. Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы.
Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая направленность мероприятия.
Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)
Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание
текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Пред текстовые
вопросы и задания в формировании умений.
Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная
дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.
Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».
Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д.
Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова);

заглавия -загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые
души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и
оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Кот - ворюга» К. Паустовского); заглавия
«с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и
др.
Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:
•
Географические последствия землетрясений (отражает тему);
•
Осень – любимое время года (отражает главную мысль);
•
Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);
•
Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат);
•
Золотые пески Египта (рекламная функция);
•
А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);
•
Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).
Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление
прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из
учебника по какому-либо предмету).
Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается неверным?
Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)
Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа,
подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать
содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме.
Пред текстовые вопросы и задания в формировании умений.
Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:
•
содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли;
•
выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;
•
подбор заглавий,
–
характеризующих тему;
–
характеризующих главную мысль, сформулировкой в форме вопроса, утверждения;
–
указывающих на событие, время, действующее лицо;
–
заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;
–
выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;
–
анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор
эпиграфа
Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян Эпиграф не случаен –
он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором будет звучать произведение».
Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.
«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам, данным в учебниках
по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому
языку).
В работе с текстами используются пред текстовые вопросы и задания:
•
Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?
•
Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании?
•
Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?
•
Что вам уже известно по этой теме?
•
Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?
Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и подбор эпиграфа.
Тема 7. Внимание к слову
Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую
нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и
суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль
выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.
Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием словарей,
подготовленных текстов). (Дидактический материал: к занятию 7.):
•
Аукцион «Кто больше?»
•
Игра «Правда ли, что .?.»

•
Реши задачу
•
В поисках слова
•
Устное сочинение
Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с
целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в
подготовке выразительного чтения.
Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем)
Объектами проверки являются умения
–
отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,
–
понимать смысловую, эстетическую стороны текстов,
–
отражать это понимание в выразительном чтении.
Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)
Библиотечный урок (на базе школьной/сельской библиотеки) или урок с использованием сетевых
образовательных ресурсов (http://www.slovari.ru ,http://ru.wikipedia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль
словарно-справочной литературы и современных информационных источников в формировании
стратегий смыслового чтения.
Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном
порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги,
нужно лишь извлечь их из него!» (Анатоль Франс)
Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или
представление интернет-ресурсов. Словари энциклопедические (Большая советская энциклопедия,
Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и
языковые (филологические, лингвистические). Лингвистические словари – одноязычные и
многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного языка
(словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного литературного языка, языка
того или иного писателя, языка отдельного произведения, исторические, этимологические, синонимов,
фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные,
сокращений; жаргонные, терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь
литературоведческих терминов, Словарь терминов по информатике и др.)
Практикум(работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение назначения словаря на основе
использования приёмов просмотрового чтения; ознакомительное чтение и анализ словарных статей
(два-три словаря разных видов). Строение словарной статьи.
Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к ролевой игре «Заседание
Учёного совета лексикографов»): обсуждение плана представления словаря, выбор словаря для
представления и подготовка материалов. Примерный план представления (презентации) словаря:
название словаря, выходные данные (автор (-ы), где и когда издан); назначение словаря; строение
словарной статьи; интересные примеры статей.
Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)
Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически
оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и
общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов;
существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие и
частное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.
Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и формирующих практические умения
совершать интеллектуальные действия:
•
подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак математических
действий, … –насекомое, … –единица длины);
•
ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело – планета –
Земля);
•
выделять существенные признаки слова (например: для слова квадратиз слов сторона, углы,
чертёж, бумага, карандаш; для слова термометр из слов тепловые явления, шкала, температура, прибор);
•
подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы).
Игры:
•
«Отгадай загадки»(определение понятия по признакам).
•
«Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с второстепенных и заканчивая
существенными).

•
«Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова и наиболее
существенного признака: прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета).
•
«Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам). Выявление
победителей и оформление результатов в портфолио.
Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)
Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и
иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и
находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.
Практикум «Учимся читать учебный текст»:
•
Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное» ;
•
Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации (пробежать
текст глазами, найти основные элементы учебного текста – общую информацию, правила, термины,
определения понятий, примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию,
иллюстративную);
•
упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и обнаружение
дат, имён,
названий мест, единичных фактов).
Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти, догадки
Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)
Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка
информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации
(подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; <вспомогательная
информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП:
«v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).
Обучающий тренинг
«Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»: чтение текста,
маркирование информации
В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:
•
выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
•
определите границы известной/неизвестной информации;
•
выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль текста/абзаца;
•
найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную
информацию и т.п.). Оформление результатов в портфолио.
Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с
информацией и выделять главную мысль)
Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным
параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и
рефлексия. Оформление результатов в портфолио.
Тема 14. Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в не сплошных текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию,
интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным
или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы,
географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные
билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов
и др.. Значимость умения работать с не сплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.
Турнир догадливых:
•
«О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и анализ не
сплошного текста.
«О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём рассказал путеводитель?» и т.п.:
Аналитическая работа с не сплошными текстами по извлечению информации.
Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных
текстах)
Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию,
интерпретировать её.

Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала учебников по
разным предметам).
При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы и задания:
•
определите вид текста;
•
выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьте текст;
•
определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.);
•
выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);
•
обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения значения всех
незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);
•
определите смысловые блоки – с главной и второстепенной информацией;
•
определите основное содержание; вопросы при изучающем чтении
•
проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;
•
сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе не сплошного текста;
•
найдите неявную информацию.
Дополнительные вопросы
•
Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о содержании на основе
рисунка, графика)?
•
Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?
•
Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?
•
Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?
•
Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?
Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными Оформление
результатов в портфолио.
Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)
Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании
информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их
сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста
(деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте:
цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в
текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:
Исследовательская задача:
1)
спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде всего,
связь смыслов» (Л.В. Щерба);
2)
доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление
последовательности предложений в тексте.
3)
Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.
Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять готовую
таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в определённом порядке в виде
«грозди»).
Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения типа речи,
установление
смысловых и грамматических связей предложений.
При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и задания:
•
Каким типом речи является данный текст? Докажите.
•
Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?
•
Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?
•
Какова роль первого и последнего предложений в тексте?
•
Объясните деление текста на абзацы?
•
Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?
•
Определите средства связи между … и …предложениями.
•
Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?
Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».
Проводится как отчёт комиссий лексикографов возможностях разных словарей « Словари и
справочники – спутники цивилизации»: защита групповых проектов, представляющих определённые
виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов.

Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)
Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём
говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие
интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать
аналогии и сравнения и т.п.(Дидактический материал: к занятию 18.)
Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения.
Интеллектуальные игры:
•
«Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли в пословицах
(смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с элементами того и другого).
•
«Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях
(цитаты, крылатые
выражения).
•
«Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей,
которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями.
•
«Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу,
соединение предложений в смысловое единство.
•
«Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.
Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и маркировка
информации по смысловому содержанию – причина, цель, следствие, пояснение и т.д.
Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи ,смысла и пунктуации
в текстах-«путаницах».
Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или
публицистического стиля речи)
Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя
замыслу композицию, выбирая языковые средства.
Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и фиксирование
результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте).
Дополнительные задания к практикуму:
•
Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений).
•
Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).
•
Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»
Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно -научного
стиля речи)
Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов,
являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при
ознакомительном и изучающем чтении текстов.
Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример.
Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды рассуждений
(доказательство, объяснение, размышление), строение текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и
ход развития мысли (дедуктивный: вступление – тезис-доказательства тезиса-вывод, индуктивный:
вступление-факты и аргументы -тезис). Слова-помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).
Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и маркирование
информации, отражающей строение текста-рассуждения. Подбор собственных аргументов к тезису.
Фиксирование результата в портфолио.
Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)
Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при ознакомительном и изучающем
чтении, который активизирует процесс освоения и понимания содержания, развивает воображение,
творческие способности, формирует навык быстрого чтения, вырабатывает критическое отношение к
прочитанному.
Интеллектуальная разминка
•
«Угадай слово»
•
«Продолжи предложение»
Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными буквами на конце
слов, установление слова на основе связей, смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.
Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной, неожиданной,
парадоксальной) концовки по образцу предложенных.

Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)
Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития замысла автора,
необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов. Технология «чтение с
остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.
Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение текста и придумывание
(прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение
продолжений с авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о
возможностях разных вариантов реализации мысли
Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)
Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным,
рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах)
«Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются
поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают оба участника.
Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте скрытых вопросов,
прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений и
т.д.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и составление таблицы
«Кто?Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.
Фиксирование результатов деятельности в портфолио.
Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)
Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы,
требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология
РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые нужно
назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие
вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной
информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но,
по- моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на
установление причинно- следственных связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие
элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»;«Как вы думаете, что (как) будет …?»);
оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему
что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи
между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»)
Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту вопросы ―
для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла учебного/познавательного текста.
Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов, самостоятельная
работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск
ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в таблицу.
Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, которая
вносится в портфолио.
Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)
Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте
главную мысль.
Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои
ответы.
Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами
между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой. Завершение марафона
(финишная черта) – обоснование и запись главной мысли текста.
Тема 26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»
Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда, задавшая последний
вопрос.
Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме.
Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)
Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и
второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать.

Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте.
Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям
— просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.
Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным
(познавательным) текстом, решение задачи — собрать коллективными усилиями максимум
информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного
текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно
этих единиц.
Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.
Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)
Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать
сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный;
назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже),
вопросительный, тезисный.
Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста, выявление главной
мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных формах.
Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:
•
выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;
•
выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную
информацию и т.п.);
•
выясните значение незнакомых слов, терминов;
•
выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;
•
запишите главную мысль абзаца кратко;
•
откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.)
Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)
Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным
замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой информации.
Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение учебного текста,
составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана (фактов, ключевых понятий,
цитат).Формы записи могут создаваться с использованием технологий РКМЧП (таблица «Что? Где?
Когда? Где? Почему?», приёма ведения двухчастного дневника).
Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал по определённой теме
(предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и обязательно включать тексты,
которые не связаны с темой), сделать выписки; предложить варианты использования собранного
материала.
Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации)
Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение базовым умениям
обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах графического
оформления текста.
Мини-проект «Создаём и оформляем не сплошной текст». Организация проектной деятельности в
группах:
•
определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме выбранного вида не
сплошного текста (таблица, схема, кластер, опорный конспект) и устного сплошного текста;
•
коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных текстов для работы; чтение
текста и извлечение
основной и второстепенной информации, выделение ключевых слов, озаглавливание; обсуждение
результатов этапа; обсуждение структуры не сплошного текста, используемых технических средств;
распределение обязанностей при создании конечного продукта);
•
реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;
•
предъявление результатов деятельности и рефлексия.
Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для решения учебной задачи:
взаимообмен групп готовыми продуктами деятельности и формулирование вопросов на основе
содержания созданного группой не сплошного текста.
Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе: глоссарий (словари),
источники для уточнения характеристик видов не сплошных текстов и образцы оформления таблиц,
схем, опорных конспектов.

Оформление результатов деятельности в портфолио.
Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)
Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство
формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и
отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения(по характеру
текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами
сочинения(по способу передачи содержания).
Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного характера с
элементами рассуждения (в качестве исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов,
например, в теме 13). Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.
Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)
Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять,
насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением,
формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной работы с
текстом используются послетекстовые вопросы и задания:
•
Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?
•
Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?
•
Что нового и полезного вы узнали из текста?
•
Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные стороны
информации?
•
Возможны ли другие пути решения вопроса?
•
Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?
•
Где можно применить полученные знания?
•
Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?
(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного текста)
Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после чтения проблемного
публицистического текста.
Тема 33. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)
Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)
Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание
их деятельности учителем.
Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы
помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и
проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное
(индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение
Памятки в портфолио.
Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работы и самоанализа.
Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»
Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися
следующих личностных, мета- предметных и предметных образовательных результатов. Они
формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные
направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных
образовательных результатов.
Личностные результаты
1. готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
2. осознание ценности самостоятельности и инициативы;
3. наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление
быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
4. проявление интереса к способам познания;
5. стремление к самоизменению;
6. сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к

себе, окружающим людям и жизни в целом;
7. ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
8. установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений;
9. приобретение опыта успешного межличностного общения;
10. готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах;
11. соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
1. готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую
2. деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность
обучающихся иcпользовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение
учиться:
——овладение универсальными учебными познавательными действиями;
——овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
——овладение универсальными регулятивными действиями.
 Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том
числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
 способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
 готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
 способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
 способность к совместной деятельности;
 овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой
аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
——сопоставления и сравнения,

——группировки, систематизации и классификации,
——анализа, синтеза, обобщения,
——выделения главного;
 владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических
средств;
 устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов
и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию)
в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
 Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
 публично представлять результаты решения задачи, выполненного проекта;

 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и
иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
 ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений
 (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
 2) самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
 регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других, не осуждая;
 открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом
специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности
обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение
следующих предметных результатов:
 анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки
зрения решения коммуникативной задачи;
 определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по
контексту).
 овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
 умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и
проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика,
 авторскую позицию, учитывая художественные особенности
 произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного
произведения;
 овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных
художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения,
позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в
 целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей
общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического
анализа).
 понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых,
публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи:
формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование
вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в
устной и письменной форме содержания текста;
 овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
 представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде
таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
 извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею.
Тематическое планирование
№ Тема

Колво
часов

Форма занятий

ЭОР

Дата

1

Умеем ли мы читать?
(Виды чтения)

1

Вводное занятие. Беседа

https://rikc.by/ru/
05.09
PISA/1-ex pisa.pdf

2

Как выбрать книгу?
(Виды чтения:
просмотровое,
ознакомительное)

1

Литературная гостиная

https://rikc.by/ru/
12.09
PISA/1-ex pisa.pdf

Библиотечный урок
3

Учимся ставить цель
чтения («Знаю – хочу
узнать

1

Беседа

19.09
Открытые задания
PISA

– узнал»)
4

Что и о чём?
(Углубление понятия
о тексте)

1

Практическое занятие.
Игра

Открытые задания
PISA

26.09

5

С чего начинается
текст? (Роль заглавия)

1

Практическое занятие.
Игра

Открытые задания
PISA

03.10

6

Зачем нужен эпиграф?
(Роль заглавия и
эпиграфа)

1

Занятие
поискового
характера

Открытые задания
PISA

10.10

7

Внимание к слову

1

Квест-игра

Открытые задания
PISA

17.10

8

Тематический конкурс
чтецов «Осенние
страницы» (возможны
другие варианты тем)

1

Чтение стихотворений

http://www.bibliori
ng.ru/

24.10

9

Наши друзья и
помощники (Словари
и справочники)

1

Творческая работа

http://www.slovari.
ru

07.11

1

Практическое занятие

Открытые задания
PISA

14.11

1

Практические задания

Открытые задания
PISA

21.11

1

Индивидуальная работа

Открытые задания
PISA

28.11

1

Практикум

Открытые задания
PISA

05.12

1

Парная работа

Открытые задания
PISA

12.12

10 Учимся читать
учебный текст
(Элементы учебного
текста)
11 Главное и неглавное в
тексте (Виды
информации в
учебном тексте)
12 Учимся читать
учебный текст
(Маркировка
информации)
13 Практикумдиагностика (Тестовая
работа по применению
умений работать с
информацией и
выделять главную
мысль)
14 Как читать
несплошной
текст?(Поиск и
обработка
информации в не

15

16

17

18

19

20

21

22

23
24

25

26

27

28
29

сплошных текстах)
Шифровка и
дешифровка текста
(Поиск и нахождение
информации в
несплошных текстах)
Как построен текст?
(Строение текстов
разных типов речи)
Ролевая игра
«Заседание Учёного
совета
лексикографов».
«Сцепления» в тексте
(Смысловые связи в
тексте)
Погружение в текст
(Логико-смысловой
анализ текста
художественного или
публицистического
стиля речи)
Погружение в текст
(Выделение тезиса и
аргументов/примеров
в тексте учебно научного стиля речи)
Воображение и
прогнозирование
(Приёмы
прогнозирования)
Воображение и
прогнозирование
(Прогнозирование
содержания)
Диалог с текстом
(Вопросы к тексту)
Диалог с текстом
(«Толстые» и
«тонкие» вопросы)
Диалог с текстом
(Выделение главной
мысли)
Игра-состязание
«Аукцион вопросов и
ответов»
Учимся читать
«между строк»
(Скрытая информация
в тексте)
Что помогает понять
текст? (План текста)
Что помогает понять
текст
(Перекодирование

1

Групповая работа, игра

Открытые задания
PISA

19.12

1

Ролевая игра

Открытые задания
PISA

26.12

1

Работа с текстом

Открытые задания
PISA

09.01

1

Работа с текстом

Открытые задания
PISA

16.01

1

Практикум

Открытые задания
PISA

23.01

1

Групповая работа

Открытые задания
PISA

30.01

1

Беседа

Открытые задания
PISA

06.02

1

Занятие в игровой форме

Открытые задания
PISA

13.02

1

Творческая работа

20.02

1

1

Индивидуальное
практическое
занятие
Беседа, круглый стол

Открытые задания
PISA
Открытые задания
PISA
Открытые задания
PISA

05.03

1

Индивидуальная работа

Открытые задания
PISA

12.03

1

Практическая работа

Открытые задания
PISA

19.03

1

Беседа

02.04

1

Открытый микрофон

Открытые задания
PISA
Открытые задания
PISA

27.02

16.04

30

31

32
33

34

информации: пометки,
выписки, цитаты)
Шифровка и
дешифровка текста
(Обработка и
перекодирование
информации)
Когда текст прочитан
(Обработка и
предъявление
информации: план
текста и пересказ)
Когда текст прочитан
(Оценка информации)
Когда текст прочитан
(Обработка и
предъявление
информации: план
текста и пересказ)
Чему я научился
(Подведение итогов,
оформление
портфолио)

1

Групповая работа

Открытые задания
PISA

23.04

1

Индивидуальная
игрупповая
работа

Открытые задания
PISA

30.04

1

Беседа

07.05

1

Работа с текстом

Открытые задания
PISA
Открытые задания
PISA

1

Самостоятельная работа

Открытые задания
PISA

21.05

14.05

34
Всего
Формы и виды контроля
Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с текстами предлагаются
устно и письменно. Письменное предъявление материала для индивидуальной или коллективной
работы представляет собой раздаточный материал: текст (сплошной/несплошной) и вопросы в тестовой
форме с учётом таких составляющих, как поиск и выделение информации, интерпретация, рефлексия и
оценка. Задания должны быть дифференцированы по уровню сложности (базовый, повышенный) и
соотнесены с количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку выполняются в форме связного
свободного ответа. Примеры тестовых работ приведены в разделе «Дидактические материалы».
В тесты включаются задания на формирование/проверку умений, формируемыхна базовом уровне:
• определять основную и второстепенную информацию (определение основной темы текста,
подбор заголовка, отражающего тему);
• определять познавательную цель (определение основной мысли и цели создания текста, подбор
заголовка, отражающего идею);
• определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление принадлежности текста к
стилю речи, определение типа книги, из которой взят текст);
• извлекать необходимую информацию из текста (обнаружение фактической информации);
• находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на основе текста);
• устанавливать причинно-следственные связи;
на повышенном уровне:
• синтезировать информацию (составление целого из частей, восстановление последовательности,
составление плана и т.п.);
• понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение значения встретившихся в
тексте слов, в т.ч. по контексту, определение роли средств языковой выразительности);

• анализировать объекты с целью выделения каких-либо

признаков; структурировать знания
(обобщение и систематизация имеющейся в тексте информации, передача в другой форме,
например, в таблице);
• создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач;
• устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать имеющуюся в
тексте информацию в форме краткого письменного ответа;
• строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать личное мнение на основе
информации, содержащейся в тексте, аргументировать его и излагать в форме связного
письменного ответа).
Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового характера используется
традиционный подход (1 балл – правильный ответ, 0 баллов - неверный), то оценивание краткого ответа
и ответа в свободной форме требует критериального подхода. В общем виде подход может быть таким:
Указания к оцениванию связного письменного ответа
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде
связного высказывания с опорой на текст
Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде
связного высказывания без опоры на текст
Подтверждение личного мнения дано отдельными словами
Отсутствует
подтверждение
личного
мнения или ответ не
имеет прямого отношения к содержанию текста или ответ отсутствует
Максимальный балл

Баллы
3
2
1
0
2

Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ читательской компетенции,
следует учесть определение уровней читательской компетенции, разработанные для проведения
международных исследований (PISA,PIRLS).

Материально-техническое обеспечение
Материалы для учащихся
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Литература для учителя
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.:
Просвещение, 2011.
2.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа
/ сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
3.
Формирование универсальных учебных действий в основнойшколе: от действия к мысли.
Система заданий: пособие
для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.
4.

Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.

5.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.

Заир-Бек
С.И., Муштавинская
И.В. Развитие
критического мышления на
уроке: пособие
для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.:
Просвещение, 2011.
6.

7.
Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных
способностей
учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.
8.
Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное
пособие. — М.: Форум, 2015.
9.
Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие
для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.:
Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы
1.

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

2.

Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru

3.

Библиотека http://lib.ru

4.

Википедия https://ru.wikipedia.org

5.

Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ; http://school-collection.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(963) 406-21-69

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».