МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Дагестан МР"Кизлярский район" МКОУ "Новокрестьяновская СОШ" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель МО учителей гуманитарного цикла Заместитель директора по УВР Директор ________________________ УТВЕРЖДЕНО ________________________ ________________________ Бабенко С.Г. Мансурова Т.М. Приказ № 173 Саржан Э.Д. от «31» августа 2023 г. от «01» сентября 2023 г. от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для обучающихся 5 класса с.Новокрестьяновское 2023 Пояснительная записка Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность » для 5 классов составлена в соответствии с: 1. Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 3. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования). 4. Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/. 5. Стратегиями развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р). 6. Письмом МОиН РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». 7. Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» 8. Приказом Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» 9. Письмом Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» 10. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г. №03-ПГ-МП42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности». 11. Федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287) 12. Приказом Министерства Просвещения РФ от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». 13. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 г № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Программа внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности адресована учащимся 5 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных предметов, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом. Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности. Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения. В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы будет способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности. Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения. Цель программы: формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания. Задачи программы: 1. развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовнонравственные основы личности; 2. вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом; 3. развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности; 4. освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации; 5. учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе – углубления базовых знаний по теории текста; – использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте; – использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся; – использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования; – использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов. Место курса внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности в учебном плане: В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год обучения составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час. Содержание курса Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения) Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения. Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным. Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования; обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата(создание портфолио-отчёта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы портфолио (результат работы с текстом и анкетирования). Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться чему- либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее). Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте. Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе школьной/районной библиотеки). Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам, догадке, жизненному опыту). Список (примерный) книг: Д.Р.Р. Толкин «Властелин колец», О. Андреева «Учитесь быстро читать», К. Дойль «Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков «Занимательная география», Гомер «Илиада», Н. Носов «Фантазёры», Р. Декарт «Метафизические размышления», Энциклопедия этикета и т.п.) Блиц-турнир «Из чего состоит книга?»: прогнозирование ответа на вопрос: «Как выбрать нужную книгу?»;определение элементов структуры книги и информации, которую несёт элемент. Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое освоение способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную информацию. Вопросы и задания(зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?): • прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана; • прочитайте аннотацию; • обратите внимание на условные обозначения; • выделите заголовки и рубрики; • представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса; • просмотрите первую и последнюю страницы. • Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать) именно эту книгу? Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения (в работе с отдельным текстом)с целью более подробно уяснить какую-то определенную информацию. Вопросы и задания: • прочитайте, кто автор текста; • прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте; • бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь; • поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по теме? Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы, параграфа? • найдите в тексте … (конкретную информацию) Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работа в малых группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте приёмы просмотрового и ознакомительного чтения: …) Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал») Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста. Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП (приём «З-ХУ», Д. Огл). Комплексный подход к содержанию текста из учебника истории (географии или научнопопулярного текста), тема которого частично знакома учащимся: 1) заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства с текстом, 2) заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика таблицы, 3) самостоятельное чтение текста и выявление информации, 4) совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами поставили перед чтением? 5) заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы, 6) добавление источника информации (текст …) в дополнительный столбик. Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что осталось нераскрытым? Какие источники информации могут помочь? Знаю Хочу узнать Узнал Источники информации Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте) Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления его признаков: выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится). Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий. Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета(«Когда сквозная паутина…») – выявление групп тематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление ритмико-интонационной организации текстов. Подготовка выразительного чтения литературных произведений. Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме: утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск необходимого материала с помощью приёмов просмотрового (поискового) чтения. Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы. Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая направленность мероприятия. Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия) Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Пред текстовые вопросы и задания в формировании умений. Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте. Беседа: «Как писатели выбирают заглавия». Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия -загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Кот - ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др. Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов: • Географические последствия землетрясений (отражает тему); • Осень – любимое время года (отражает главную мысль); • Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст); • Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат); • Золотые пески Египта (рекламная функция); • А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего); • Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата). Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету). Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается неверным? Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Пред текстовые вопросы и задания в формировании умений. Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»: • содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли; • выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения; • подбор заглавий, – характеризующих тему; – характеризующих главную мысль, сформулировкой в форме вопроса, утверждения; – указывающих на событие, время, действующее лицо; – заглавий-загадок, необычных заглавий и др.; – выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста; – анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор эпиграфа Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором будет звучать произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте. «Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому языку). В работе с текстами используются пред текстовые вопросы и задания: • Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела? • Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании? • Какую роль играет эпиграф к разделу/теме? • Что вам уже известно по этой теме? • Какой материал следует знать / повторить для понимания нового? Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и подбор эпиграфа. Тема 7. Внимание к слову Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении. Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический материал: к занятию 7.): • Аукцион «Кто больше?» • Игра «Правда ли, что .?.» • Реши задачу • В поисках слова • Устное сочинение Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения. Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем) Объектами проверки являются умения – отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме, – понимать смысловую, эстетическую стороны текстов, – отражать это понимание в выразительном чтении. Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники) Библиотечный урок (на базе школьной/сельской библиотеки) или урок с использованием сетевых образовательных ресурсов (http://www.slovari.ru ,http://ru.wikipedia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной литературы и современных информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения. Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» (Анатоль Франс) Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или представление интернет-ресурсов. Словари энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические). Лингвистические словари – одноязычные и многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного языка (словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного произведения, исторические, этимологические, синонимов, фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные, сокращений; жаргонные, терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь терминов по информатике и др.) Практикум(работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение назначения словаря на основе использования приёмов просмотрового чтения; ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три словаря разных видов). Строение словарной статьи. Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к ролевой игре «Заседание Учёного совета лексикографов»): обсуждение плана представления словаря, выбор словаря для представления и подготовка материалов. Примерный план представления (презентации) словаря: название словаря, выходные данные (автор (-ы), где и когда издан); назначение словаря; строение словарной статьи; интересные примеры статей. Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие и частное (вид), указывающее на наиболее существенный признак. Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия: • подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак математических действий, … –насекомое, … –единица длины); • ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело – планета – Земля); • выделять существенные признаки слова (например: для слова квадратиз слов сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова термометр из слов тепловые явления, шкала, температура, прибор); • подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы). Игры: • «Отгадай загадки»(определение понятия по признакам). • «Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с второстепенных и заканчивая существенными). • «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова и наиболее существенного признака: прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета). • «Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам). Выявление победителей и оформление результатов в портфолио. Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения. Практикум «Учимся читать учебный текст»: • Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное» ; • Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста – общую информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию, иллюстративную); • упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и обнаружение дат, имён, названий мест, единичных фактов). Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти, догадки Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы). Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»: чтение текста, маркирование информации В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания: • выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова; • определите границы известной/неизвестной информации; • выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль текста/абзаца; • найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.). Оформление результатов в портфолио. Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль) Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия. Оформление результатов в портфолио. Тема 14. Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в не сплошных текстах) Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с не сплошной текстовой информацией на уроках и в жизни. Турнир догадливых: • «О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и анализ не сплошного текста. «О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с не сплошными текстами по извлечению информации. Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах) Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала учебников по разным предметам). При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы и задания: • определите вид текста; • выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьте текст; • определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.); • выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.); • обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения значения всех незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий); • определите смысловые блоки – с главной и второстепенной информацией; • определите основное содержание; вопросы при изучающем чтении • проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности; • сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе не сплошного текста; • найдите неявную информацию. Дополнительные вопросы • Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о содержании на основе рисунка, графика)? • Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения? • Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)? • Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении? • Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание? Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными Оформление результатов в портфолио. Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы: Исследовательская задача: 1) спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба); 2) доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление последовательности предложений в тексте. 3) Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи. Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»). Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения типа речи, установление смысловых и грамматических связей предложений. При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и задания: • Каким типом речи является данный текст? Докажите. • Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией? • Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи? • Какова роль первого и последнего предложений в тексте? • Объясните деление текста на абзацы? • Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте? • Определите средства связи между … и …предложениями. • Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор? Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов». Проводится как отчёт комиссий лексикографов возможностях разных словарей « Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита групповых проектов, представляющих определённые виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов. Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте) Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.(Дидактический материал: к занятию 18.) Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения. Интеллектуальные игры: • «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с элементами того и другого). • «Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые выражения). • «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями. • «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в смысловое единство. • «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения. Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и маркировка информации по смысловому содержанию – причина, цель, следствие, пояснение и т.д. Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи ,смысла и пунктуации в текстах-«путаницах». Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи) Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства. Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте). Дополнительные задания к практикуму: • Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений). • Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица). • Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?» Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно -научного стиля речи) Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов. Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример. Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный: вступление – тезис-доказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис). Слова-помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как). Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и маркирование информации, отражающей строение текста-рассуждения. Подбор собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в портфолио. Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования) Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческие способности, формирует навык быстрого чтения, вырабатывает критическое отношение к прочитанному. Интеллектуальная разминка • «Угадай слово» • «Продолжи предложение» Игра «Бюро прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе связей, смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения. Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной, неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу предложенных. Оформление результатов деятельности в портфолио. Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания) Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов. Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия. Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о возможностях разных вариантов реализации мысли Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту) Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают оба участника. Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д. Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и составление таблицы «Кто?Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста. Фиксирование результатов деятельности в портфолио. Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы) Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по- моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно- следственных связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»;«Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?») Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла учебного/познавательного текста. Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов, самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в таблицу. Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, которая вносится в портфолио. Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли) Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль. Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы. Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование и запись главной мысли текста. Тема 26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов» Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда, задавшая последний вопрос. Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме. Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям — просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте. Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц. Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио. Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста) Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный. Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных формах. Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания: • выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова; • выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.); • выясните значение незнакомых слов, терминов; • выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца; • запишите главную мысль абзаца кратко; • откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.) Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты) Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой информации. Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана (фактов, ключевых понятий, цитат).Формы записи могут создаваться с использованием технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения двухчастного дневника). Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал по определённой теме (предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать выписки; предложить варианты использования собранного материала. Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации) Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах графического оформления текста. Мини-проект «Создаём и оформляем не сплошной текст». Организация проектной деятельности в группах: • определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме выбранного вида не сплошного текста (таблица, схема, кластер, опорный конспект) и устного сплошного текста; • коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных текстов для работы; чтение текста и извлечение основной и второстепенной информации, выделение ключевых слов, озаглавливание; обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры не сплошного текста, используемых технических средств; распределение обязанностей при создании конечного продукта); • реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами; • предъявление результатов деятельности и рефлексия. Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми продуктами деятельности и формулирование вопросов на основе содержания созданного группой не сплошного текста. Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе: глоссарий (словари), источники для уточнения характеристик видов не сплошных текстов и образцы оформления таблиц, схем, опорных конспектов. Оформление результатов деятельности в портфолио. Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения(по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи содержания). Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в теме 13). Замена/расширение информации своими аргументами/примерами. Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации) Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые вопросы и задания: • Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали? • Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте? • Что нового и полезного вы узнали из текста? • Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные стороны информации? • Возможны ли другие пути решения вопроса? • Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем? • Где можно применить полученные знания? • Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались? (при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного текста) Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после чтения проблемного публицистического текста. Тема 33. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио) Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем. Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио. Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работы и самоанализа. Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения» Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, мета- предметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов. Личностные результаты 1. готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; 2. осознание ценности самостоятельности и инициативы; 3. наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; 4. проявление интереса к способам познания; 5. стремление к самоизменению; 6. сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; 7. ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; 8. установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений; 9. приобретение опыта успешного межличностного общения; 10. готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах; 11. соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: 1. готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую 2. деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности. Метапредметные результаты: Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся иcпользовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: ——овладение универсальными учебными познавательными действиями; ——овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; ——овладение универсальными регулятивными действиями. Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; способность к совместной деятельности; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: владеть базовыми логическими операциями: ——сопоставления и сравнения, ——группировки, систематизации и классификации, ——анализа, синтеза, обобщения, ——выделения главного; владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты решения задачи, выполненного проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности. Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов: анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи; определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту). овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное; умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения; овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа). понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею. Тематическое планирование № Тема Колво часов Форма занятий ЭОР Дата 1 Умеем ли мы читать? (Виды чтения) 1 Вводное занятие. Беседа https://rikc.by/ru/ 05.09 PISA/1-ex pisa.pdf 2 Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) 1 Литературная гостиная https://rikc.by/ru/ 12.09 PISA/1-ex pisa.pdf Библиотечный урок 3 Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать 1 Беседа 19.09 Открытые задания PISA – узнал») 4 Что и о чём? (Углубление понятия о тексте) 1 Практическое занятие. Игра Открытые задания PISA 26.09 5 С чего начинается текст? (Роль заглавия) 1 Практическое занятие. Игра Открытые задания PISA 03.10 6 Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа) 1 Занятие поискового характера Открытые задания PISA 10.10 7 Внимание к слову 1 Квест-игра Открытые задания PISA 17.10 8 Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем) 1 Чтение стихотворений http://www.bibliori ng.ru/ 24.10 9 Наши друзья и помощники (Словари и справочники) 1 Творческая работа http://www.slovari. ru 07.11 1 Практическое занятие Открытые задания PISA 14.11 1 Практические задания Открытые задания PISA 21.11 1 Индивидуальная работа Открытые задания PISA 28.11 1 Практикум Открытые задания PISA 05.12 1 Парная работа Открытые задания PISA 12.12 10 Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста) 11 Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте) 12 Учимся читать учебный текст (Маркировка информации) 13 Практикумдиагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль) 14 Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в не 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 сплошных текстах) Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах) Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи) Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов». «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте) Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи) Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно научного стиля речи) Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования) Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания) Диалог с текстом (Вопросы к тексту) Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы) Диалог с текстом (Выделение главной мысли) Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов» Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте) Что помогает понять текст? (План текста) Что помогает понять текст (Перекодирование 1 Групповая работа, игра Открытые задания PISA 19.12 1 Ролевая игра Открытые задания PISA 26.12 1 Работа с текстом Открытые задания PISA 09.01 1 Работа с текстом Открытые задания PISA 16.01 1 Практикум Открытые задания PISA 23.01 1 Групповая работа Открытые задания PISA 30.01 1 Беседа Открытые задания PISA 06.02 1 Занятие в игровой форме Открытые задания PISA 13.02 1 Творческая работа 20.02 1 1 Индивидуальное практическое занятие Беседа, круглый стол Открытые задания PISA Открытые задания PISA Открытые задания PISA 05.03 1 Индивидуальная работа Открытые задания PISA 12.03 1 Практическая работа Открытые задания PISA 19.03 1 Беседа 02.04 1 Открытый микрофон Открытые задания PISA Открытые задания PISA 27.02 16.04 30 31 32 33 34 информации: пометки, выписки, цитаты) Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации) Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) Когда текст прочитан (Оценка информации) Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ) Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио) 1 Групповая работа Открытые задания PISA 23.04 1 Индивидуальная игрупповая работа Открытые задания PISA 30.04 1 Беседа 07.05 1 Работа с текстом Открытые задания PISA Открытые задания PISA 1 Самостоятельная работа Открытые задания PISA 21.05 14.05 34 Всего Формы и виды контроля Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с текстами предлагаются устно и письменно. Письменное предъявление материала для индивидуальной или коллективной работы представляет собой раздаточный материал: текст (сплошной/несплошной) и вопросы в тестовой форме с учётом таких составляющих, как поиск и выделение информации, интерпретация, рефлексия и оценка. Задания должны быть дифференцированы по уровню сложности (базовый, повышенный) и соотнесены с количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку выполняются в форме связного свободного ответа. Примеры тестовых работ приведены в разделе «Дидактические материалы». В тесты включаются задания на формирование/проверку умений, формируемыхна базовом уровне: • определять основную и второстепенную информацию (определение основной темы текста, подбор заголовка, отражающего тему); • определять познавательную цель (определение основной мысли и цели создания текста, подбор заголовка, отражающего идею); • определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление принадлежности текста к стилю речи, определение типа книги, из которой взят текст); • извлекать необходимую информацию из текста (обнаружение фактической информации); • находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на основе текста); • устанавливать причинно-следственные связи; на повышенном уровне: • синтезировать информацию (составление целого из частей, восстановление последовательности, составление плана и т.п.); • понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение значения встретившихся в тексте слов, в т.ч. по контексту, определение роли средств языковой выразительности); • анализировать объекты с целью выделения каких-либо признаков; структурировать знания (обобщение и систематизация имеющейся в тексте информации, передача в другой форме, например, в таблице); • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать имеющуюся в тексте информацию в форме краткого письменного ответа; • строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать личное мнение на основе информации, содержащейся в тексте, аргументировать его и излагать в форме связного письменного ответа). Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового характера используется традиционный подход (1 балл – правильный ответ, 0 баллов - неверный), то оценивание краткого ответа и ответа в свободной форме требует критериального подхода. В общем виде подход может быть таким: Указания к оцениванию связного письменного ответа Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания с опорой на текст Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания без опоры на текст Подтверждение личного мнения дано отдельными словами Отсутствует подтверждение личного мнения или ответ не имеет прямого отношения к содержанию текста или ответ отсутствует Максимальный балл Баллы 3 2 1 0 2 Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ читательской компетенции, следует учесть определение уровней читательской компетенции, разработанные для проведения международных исследований (PISA,PIRLS). Материально-техническое обеспечение Материалы для учащихся http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ Литература для учителя 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011. 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. 3. Формирование универсальных учебных действий в основнойшколе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. 4. Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003. 5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. 6. 7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013. 8. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015. 9. Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014. Интернет-ресурсы 1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 2. Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru 3. Библиотека http://lib.ru 4. Википедия https://ru.wikipedia.org 5. Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ; http://school-collection.edu.ru