Рабочая программа по внеурочной деятельности Функциональная грамотность НОО на 2023-2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
2 класс

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 2класса «Функциональная грамотность» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная
грамотность» для 2 класса (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая
грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению
письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития
знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное
понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных
целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности
определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности,
присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления,
воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование
опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы и вопросы
межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и

уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого
развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое воображение для выработки и
совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
Креативное мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности
использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 68 часов и
предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года :
2 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2
полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым,
последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
 Предметные недели;
 Библиотечные уроки;
 Деловые беседы;
 Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
 Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе
адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении
коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в
структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи,
принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов,
простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий:
самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной
задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например,
бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные
различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; - способность использовать
знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного,
социального или культурного происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
Содержание программы 2 класс (34 ч)
№
п/п
1

Раздел
Читательская
грамотность

Кол-во
часов
1
1
1

Содержание
Михаил Пришвин. Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.

Формы внеурочной
деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно-

2.

Итого
Математическая
грамотность

Итого
3.

Креативное
мышление

3.

Финансовая
грамотность

Итого

1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
2
1
1
1
1

4.

Итого
Естественно-научная
грамотность

1
1
1
7
1
1
1
1
1

Николай Сладков. Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Про полевого хомяка.
Про бобров.

исследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

История со словом «фотоальбом».
Рассказы по картинкам.
Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые
деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на банковской
карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;

1
Итого
5.

Глобальная
компетентность

1
7
1
1

Итого

2

Итого

34

Занимательные особенности
яблока.
Про хомяка и его запасы.

Практические упражнения

Комплексное задание «Футбол и
дружба»
Комплексное задание «Случай в
гостях»

Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Тема занятия

Всего
В том числе
Дата проведения
часов
Теория
Практика План
Факт
Читательская грамотность
Михаил Пришвин. Беличья память.
1
0
0
07.09
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
1
0
0
05.10
Лев Толстой. Зайцы.
1
0
0
09.11
Николай Сладков. Веселая игра.
1
0
0
07.12
Обыкновенные кроты.
1
0
0
11.01
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
0
0
08.02
Про полевого хомяка.
1
0
0
14.03
Про бобров.
1
0
0
11.04
Математическая грамотность
Про беличьи запасы.
1
0
0
14.09
Медвежье потомство.
1
0
0
12.10
Про зайчат и зайчиху.
1
0
0
16.11
Лисьи забавы.
1
0
0
14.12
Про крота.
1
0
0
18.01
Про ежа.
1
0
0
15.02
Про полевого хомяка.
1
0
0
07.03

16.
17.
18.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Бобры строители.

1
0
Креативное мышление
Позвоночные животные.
1
0
Рассказы по картинкам. Такие разные
1
0
деньги
Финансовая грамотность
Беличьи деньги.
1
0
Поврежденные и фальшивые деньги.
1
0
Банковская карта.
1
0
Безопасность денег на банковской
1
0
карте.
Про кредиты.
1
0
Про вклады.
1
0
Ловушки для денег.
1
0
Естественно-научная грамотность
Про белочку и погоду.
1
0
Лесные сладкоежки.
1
0
Про зайчишку и овощи.
1
0
Лисьи норы.
1
0
Корень часть растения.
1
0
Занимательные особенности яблока.
1
0
Про хомяка и его запасы.
1
0
Глобальная компетентность
Материал для плотин.
1
0
Комплексное задание «Встреча
1
0
друзей».
Итого: 34
0
0

0

18.04

0
0

16.05
25.04

0
0
0
0

21.09
19.10
23.11
21.12

0
0
0

25.01
22.02
21.03

0
0
0
0
0
0
0

28.09
26.10
30.11
28.12
01.02
29.02
04.04

0
0

02.05
23.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(963) 406-21-69

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».