родн.язык (русскому) 1 кл 23-24

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МР" Кизлярский район"
МКОУ "Новокрестьяновская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Родной язык (русский)»
для обучающихся 1 – 4 классов

с. Новокрестьяновское 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) на уровне начального
общего образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта
начального
общего
образования»,
зарегистрирован
Министерством
юстиции
Российской
Федерации
05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ
ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования в
части
требований,
заданных
Федеральным
государственным
образовательным стандартом начального общего образования к предметной
области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа
ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка,
входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на
удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как
инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех
обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому
учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса.
В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается
расширение
сведений,
имеющих
отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования

языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой,
государством и обществом Программа учебного предмета отражает
социокультурный контекст существования русского языка, в частности те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную
культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как
живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии
подвижности и стабильности как одной из основных характеристик
литературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс
русского родного языка опирается на содержание основного курса,
представленного в образовательной области «Русский язык и литературное
чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные
линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными
линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не
дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный
характер.
Задачами данного курса являются:
совершенствование у младших школьников как носителей языка
способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие
языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное
лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок —
«Русский язык: прошлое и настоящее» —включает содержание,
обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о
происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.
Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и
культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского
языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других
народов России и мира.
Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание,
обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие
базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и
практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о
нормах современного русского литературного языка, развитие потребности
обращаться к нормативным словарям современного русского литературного
языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок
ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое

освоение норм современного русского литературного языка (в рамках
изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к
использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием
четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием
коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять
цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением
практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих
содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие
умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать
собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров,
стилистической принадлежности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ)»
Целями изучения русского родного языка являются:


осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей русского народа; понимание значения родного языка для
освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание
национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной
культуре;



овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте
русского языка среди других языков народов России; воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;



овладение первоначальными представлениями о национальной специфике
языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и
фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об
основных нормах русского литературного языка и русском речевом
этикете; овладение выразительными средствами, свойственными русскому
языку;



совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых
единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки
зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;



совершенствование умений работать с текстом, осуществлять
элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;



совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих владение русским литературным языком в разных
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи; развитие потребности к речевому
самосовершенствованию;



приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому
языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования учебный предмет «Родной язык
(русский)» входит в предметную область «Родной язык и литературное
чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» рассчитано на 33
часа в 1 классе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы
современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной
строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические
единицы
с
национально-культурной
семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница,
светлица, светец, лучина и т.д.);

2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха,
сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за
сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
сочетаемости слов).
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в
диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как
правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение,
вопрос как запрос на новое содержание).
Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа.

2 класс

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
1. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие игры,
забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
2. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие
предметы традиционного русского быта:
3. 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат,
ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);2) слова,
называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка,
бублик, ватрушка, калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего
времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например,
шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
4. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с

предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия
труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других
народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но
различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.);
ехать в лес с дровами (тат.)).
5. Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?»
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в
поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в
которых есть слова с необычным произношением и ударением.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью
слов. Совершенствование орфографических навыков.
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например,
как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебнонаучной коммуникации: формы обращения; различение этикетных форм обращения в
официальной и неофициальной речевой ситуации; использование обращений ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды
ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об
участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. Анализ информации
прочитанного и прослушанного текста:
различение главных фактов и второстепенных; выделение наиболее
существенныхфактов; установление логической связи между фактами.

6. Содержание курса
4 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского
алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как
называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось
то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки,
волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие
домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш,
решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например,
тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились
до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка,
тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например,
каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами
и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий
смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать
в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений
(например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

между людьми

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра,
дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова,
называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие
музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка,
дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и
фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец,
сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами,
чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся
семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других
народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную
образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в
языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта
поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и
современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

Раздел 2. Язык в действии

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в сочетаемости слов).
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в
поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть
слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную
оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка,
книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа
имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных
грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного
числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на
практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления
предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с
пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только
форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и
будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией
синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на
пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

изученного).

Раздел 3. Секреты речи и текста

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма
устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как
похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение,
вопрос как запрос на новое содержание).
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как
правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебнонаучной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды
ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический
повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в
народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка
прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение родного языка (русского) на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной
школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты при реализации основных направлений воспитательной
деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе
через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при
поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том

числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной
школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные
универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для
сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц;
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно
выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по
предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;

согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь
к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении
слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц,
схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги
и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать
причины
успеха/неудач
учебной
деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым мате- риалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх
лет обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к
родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурноязыковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия
русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа;
обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном
языке как системе и как развивающемся явлении, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.

1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
 распознавать слова с национально-культурным компонентом значения,
обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда),
понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
 использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
 понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с
изученными темами;
 осознавать важность соблюдения норм современного русского
литературного языка для культурного человека;
 произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
 осознавать смыслоразличительную роль ударения;
 соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
 выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной
действительности;
 различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации;
 уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и
завершение диалога и др.);
 владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
 использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей
и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
 владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
 анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
выделять в нём наиболее существенные факты.
 К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
 осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего
народа;
 осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей
народа;
 распознавать слова с национально-культурным компонентом значения,
обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда,
домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение
устаревших слов по указанной тематике;



















использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых
выражений; связанных с изученными темами; правильно употреблять
их в современных ситуациях речевого общения;
понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую
культуру, менталитет русского народа, элементы русского
традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность
их употребления в современных ситуациях речевого общения;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере
омографов;
соблюдать основные лексические нормы современного русского
литературного языка: выбирать из нескольких возможных слов то
слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету
или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения
лексического значения слова;
пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебными
словарями синонимов и антонимов для уточнения значения слов и
выражений;
пользоваться орфографическим словарём для определения
нормативного написания слов;
различать этикетные формы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;







использовать в речи языковые средства для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского
народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отличать главные факты от второстепенных; выделять наиболее
существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;





строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответдобавление, комментирование ответа или работы одноклассника;
создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в
народных праздниках.




Выпускник 4 класса научится:





















осознавать русский родной язык как развивающееся явление, его роль в
постижении культуры своего народа, национальное своеобразие, богатства,
выразительность;
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова,
обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная
лексика);
понимать традиционные русские сказочные образы, значения эпитетов и
сравнений и особенности их употребления в произведениях устного народного
творчества и произведениях детской художественной литературы;
понимать значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру,
менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта;
понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений;
правильно их употреблять в современных ситуациях речевого общения (в рамках
изученного);
понимать значение устаревших слов с национально-культурным компонентом (в
рамках изученного).
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
произносить слова с правильным ударением (расширенный перечень слов);
осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с
целью более точной передачи смысла;
употреблять грамматические формы имен существительных;
употреблять отдельные глаголы в форме 1 лица единственного числа настоящего и
будущего времени, заменять синонимическими конструкциями отдельные
глаголы, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего
времени;



























выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные
с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в
числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в
числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи
собственного текста;
использовать учебные толковые словари для определения лексического значения
слова, для уточнения нормы формообразования;
использовать учебные фразеологические словари, учебные словари синонимов и
антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
использовать учебные орфоэпические словари для определения нормативного
произношения слова, вариантов произношения;
использовать учебные словари для уточнения состава слова; использовать учебные
этимологические словари для уточнения происхождения слова;
использовать орфографические словаре для определения нормативного написания
слов;
владеть
различными
приемами
слушания
научно-познавательных
и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского
народа;
читать и анализировать смысл фольклорных и художественных текстов или их
фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч
и т. п.), определять языковые особенности текстов;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять
главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между фактами;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами
текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения
заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
перерабатывать прослушанный или прочитанный текст: пересказывать с
изменением лица;
уместно использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
уместно использовать коммуникативные приемы диалога (начало и завершение
диалога и др.), владеть правилами корректного речевого поведения в ходе
диалога;
строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответдобавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов
аргументации;
создавать тексты-повествования (например, заметки о посещении музеев, о
путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами);
создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять
сообщения в письменной форме и представлять его в устной форме;





оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставлять черновой и отредактированный текст;
соблюдать основные нормы русского речевого этикета.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС

№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

1

Секреты речи и текста

8

0

http://www.gramota.ru

2

Язык в действии

8

0

http://rus.1september.ru

3

Русский язык: прошлое и настоящее

9

0

http://rus.rusolymp.ru

4

Секреты речи и текста

8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2 класс

№
п/п

2

31

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем программы

1.1. Русский язык: прошлое и настоящее

33

http://www.philolog.ru/dahl

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

25

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/su
bject/8/2/

http://schoolcollection.
edu.ru/ Видеоуроки
https://interneturok. ru/

1.2. Язык в действии

15

1

1

https://resh.edu.ru/su
bject/8/2/
https://educont.ru/lo
gin «Знайка»
образовательный
портал
https://znaika.ru/cat
alog/subject/russian

1.3. Секреты речи и текста

28

1

https://resh.edu.ru/su
bject/8/2/
Мегаэнциклопедия
портала «Кирилл и
Мефодий»http://www.megabo
ok.ru/
Справочноинформаци
онный портал:
http://gramota.ru/

Итого по разделу:
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

4 класс.
№

68
0
68

Тематическое планирование
Раздел программы

4 класс

2

1

1

Русский язык: прошлое и настоящее

23

2

Раздел 2. Язык в действии

15

3

Раздел 3. Секреты речи и текста

30

ВСЕГО

68

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС

№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего

Дата
изучения

контрольные практические
работы
работы

Дата
факт

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1.

Как люди общаются друг с другом. Общение. Устная
и письменная речь.

1

0

1

05.09

http://www.gramota.ru

2.

Вежливые слова. Стандартные обороты речи для
участия в диалоге.

1

0

1

12.09

http://www.gramota.ru

3.

Как люди приветствуют друг друга. Секреты
диалога: учимся разговаривать друг с другом и со
взрослыми

1

0

1

19.09

http://www.gramota.ru

4.

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с
другом и со взрослыми.

1

0

1

26.09

http://www.gramota.ru

5.

Зачем людям имена. Имена в малых жанрах
фольклора

1

0

1

03.10

http://www.gramota.ru

6.

Имена в малых жанрах фольклора

1

0

1

10.10

http://www.gramota.ru

7.

Спрашиваем и отвечаем. Цели и виды вопросов:
вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое
содержание.

1

0

1

17.10

http://www.gramota.ru

8.

Цели и виды вопросов: вопрос-уточнение, вопрос
как запрос на новое содержание.

1

0

1
24.10

http://rus.1september.ru

9.

Выделяем голосом важные слова. Роль логического
ударения.

1

0

1

07.11

http://rus.1september.ru

10.

Роль логического ударения.

1

0

1

14.11

11.

Как

1

0

1

21.11

можно

играть

звуками.

Звукопись

в

стихотворном художественном тексте.
12.

Где поставить ударение. Смыслоразличительная
роль ударения.

1

0

1

28.11

http://rus.1september.ru

13.

Как нельзя произносить слова: пропедевтическая
работа по предупреждению ошибок в произношении
слов. Смыслоразличительная роль ударения.

1

0

1

05.12

http://rus.1september.ru

14.

Как нельзя произносить слова: пропедевтическая
работа по предупреждению ошибок в произношении
слов. Смыслоразличительная роль ударения.

1

1

0

12.12

http://rus.1september.ru

19.12

http://rus.1september.ru

Контрольная работа за 1 полугодие
15.

Как нельзя произносить слова: пропедевтическая
работа по предупреждению ошибок в произношении
слов. Смыслоразличительная роль ударения.

1

0

1

16.

Как
сочетаются
слова.
Наблюдение
за
сочетаемостью слов: пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов.

1

0

1

17.

Как писали в старину.

1

0

1

09.01

18.

Сведения об истории русской письменности.
Особенности оформления книг в Древней Руси.

1

0

1

16.01

19.

Дом в старину: что как называлось (изба, терем,
хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.).
Русские пословицы и поговорки, связанные с
жилищем.

1

0

1

23.01

26.12

https://nsportal.ru/nachaln
ayashkola/chtenie/2020/09/0
6/prezentatsiya-urokakak-pisali-v-starinu

https://multiurok.ru/files/pre
zentatsiia-k-uroku-rodnogorusskogo-iazykadom.html?ysclid=lmi1knn9
8h783988734

20.

Дом в старину: что как называлось (изба, терем,
хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.).
Значение устаревших слов указанной тематики.
Русские пословицы и поговорки, связанные с
жилищем.

1

0

1

30.01

http://rus.rusolymp.ru

21.

Дом в старину: что как называлось (изба, терем,
хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.).
Значение устаревших слов указанной тематики.
Русские пословицы и поговорки, связанные с
жилищем.

1

0

1

06.02

http://rus.rusolymp.ru

22.

Дом в старину: что как называлось (изба, терем,
хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.).
Значение устаревших слов указанной тематики.
Русские пословицы и поговорки, связанные с
жилищем.

1

0

1

13.02

http://rus.rusolymp.ru

23.

Предметы традиционного русского быта: как
называлось то, во что одевались в старину (кафтан,
кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.). Значение
устаревших слов указанной тематики. Русские
пословицы и поговорки, связанные с одеждой.

1

0

1

27.02

https://infourok.ru/prezen
taciya-po-russkomurodnomu-yazyku-v-1klasse-na-temu-vo-chtoodevalis-v-starinu4242145.html?ysclid=lmi
1m0j4gi713972803

24.

Предметы традиционного русского быта: как
называлось то, во что одевались в старину (кафтан,
кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.). Значение
устаревших слов указанной тематики. Русские
пословицы и поговорки, связанные с одеждой.

1

0

1

05.03

25.

Предметы традиционного русского быта: как
называлось то, во что одевались в старину (кафтан,
кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.). Значение
устаревших слов указанной тематики. Русские
пословицы и поговорки, связанные с одеждой.

1

0

1

12.03

http://www.philolog.ru/da
hl

26.

Наблюдение за текстами разной стилистической
принадлежности. Составление текстов. Анализ

1

0

1

19.03

http://www.philolog.ru/da

информации прочитанного и прослушанного текста:
выделение в нем наиболее существенных фактов.

hl

27.

Наблюдение за текстами разной стилистической
принадлежности. Составление текстов. Анализ
информации прочитанного и прослушанного текста:
выделение в нем наиболее существенных фактов.

1

0

1

02.04

http://www.philolog.ru/da
hl

28.

Наблюдение за текстами разной стилистической
принадлежности. Составление текстов. Анализ
информации прочитанного и прослушанного текста:
выделение в нем наиболее существенных фактов.

1

0

1

16.04

https://multiurok.ru/files/pre
zentatsiia-1-klass-rodnoirusskii-iazyk-temasr.html?ysclid=lmi1onw3bh
905863165

29.

Наблюдение за текстами разной стилистической
принадлежности. Составление текстов. Анализ
информации прочитанного и прослушанного текста:
выделение в нем наиболее существенных фактов.

1

0

1

23.04

http://www.philolog.ru/da
hl

30.

Наблюдение за текстами разной стилистической
принадлежности. Составление текстов. Анализ
информации прочитанного и прослушанного текста:
выделение в нем наиболее существенных фактов.

1

0

1

30.04

31.

Наблюдение за текстами разной стилистической
принадлежности. Составление текстов. Анализ
информации прочитанного и прослушанного текста:
выделение в нем наиболее существенных фактов.

1

0

1

07.05

http://www.philolog.ru/da
hl

32.

Наблюдение за текстами разной стилистической
принадлежности. Составление текстов. Анализ
информации прочитанного и прослушанного текста:
выделение в нем наиболее существенных фактов.

1

1

0

14.05

http://www.philolog.ru/da
hl

1

0

1

21.05

http://www.philolog.ru/da
hl

Контрольная работа за 2 полугодие
33.

Наблюдение за текстами разной стилистической
принадлежности. Составление текстов. Анализ
информации прочитанного и прослушанного текста:

выделение в нем наиболее существенных фактов.
№
п/п

Тема урока

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2 класс

Количество часов

33

2

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата изучения

31

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

По одёжке встречают… Богатство языка как
свидетельство высокой культуры народа.
3-4 Ржаной хлебушка калачу дедушка. История языка.

2

0

0

04.09.2023

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

2

0

0

11.09.2023

Ржаной хлебушка калачу дедушка. История языка.

1

0

0

18.09.2023

6-7

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.
История языка.

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/
https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

2

0

0

25.09.2023

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

8-9

Каша – кормилица наша.

2

0

0

02.10.2023

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

10

Каша – кормилица наша.

1

0

0

09.10.2023

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

3

0

0

16.10.2023

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

2

0

0

23.10.2023

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

2

0

0

06.11.2023

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

2

0

0

13.11.2023

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

1

0

0

20.11.2023

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

27.11.2023

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

1-2

5

11-13 Любишь кататься, люби и саночки возить. Народный

фольклор.
14-15 Делу время, потехе час. Фразеологизмы в речи.

Народный фольклор.
16-17 Делу время, потехе час. Фразеологизмы в речи.

Народный фольклор.
18-19 В решете воду не удержишь. Народный фольклор.

20

В решете воду не удержишь. Народный фольклор.

21-22 Самовар кипит, уходить не велит. Фразеологизмы в

речи.

2

0

0

23-24 Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.
25

Проверочная работа: представление результатов
выполнения проектного задания «Почему это так
называется?»
26-27 Помогает ли ударение различать слова?
Смыслоразличительная роль ударения.
28-29 Для чего нужны синонимы? Словарь. Виды
словарей.
30-31 Для чего нужны антонимы? Словарь. Виды
словарей.
32 Как появились пословицы и фразеологизмы?
Фразеологизмы в речи.
33
34
35-37

38-39
40

41-44
45-48

Как появились пословицы и фразеологизмы?
Фразеологизмы в речи.
Как появились пословицы и фразеологизмы?
Фразеологизмы в речи.
Как можно объяснить значение слова? Словарь.
Виды словарей. Определение лексического
значения слова по словарю. Определение
лексического значения слова по контексту.
Встречаются ли в сказках и стихах необычное
ударение?
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать
фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с
необычным произношением и ударением».
Участвуем в диалогах. Приемы общения.
Особенности русского речевого этикета.
Составляем развёрнутое толкование значения
слова.

2

0

0

04.12.2023

1

1

0

11.12.2023

2

0

0

18.12.2023

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

2

0

0

25.12.2023

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

2

0

0

08.01.2024

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

1

0

0

15.01.2024

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

1

0

0

22.01.2024

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

1

0

0

29.01.2024

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

3

0

0

05.02.2024

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

2

0

0

12.02.2024

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

1

0

1

19.02.2024

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

4

0

0

26.02.2024

https://resh.edu.ru/su
bject/8/2/

4

0

0

04.03.2024

https://resh.edu.ru/su
bject/8/2/

https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/
https://resh.edu.ru/s
ubject/8/2/

49-51 Учимся связывать предложения в тексте.

Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
52-54 Учимся связывать предложения в тексте
.Практическое овладение средствами связи:
лексический повтор, местоименный повтор.
55-58 Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.
59-62 Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.
63

65

Представление результатов выполнения проектных
заданий. Устный ответ как жанр монологической
устной учебно-научной речи..
Представление результатов выполнения проектных
заданий. Презентация проектов об участи в
праздниках.
Творческая проверочная работа

66

Экскурсия в краеведческий музей

68

Игра-обобщение « Поиски клада»

64

Итого

3

0

11.03.2024

https://resh.edu.ru/su
bject/8/2/

3

0

0

18.03.2024

https://resh.edu.ru/su
bject/8/2/

4

0

0

01.04.2024

4

0

0

08.04.2024

1

0

0

15.04.2024

https://resh.edu.ru/su
bject/8/2/
https://resh.edu.ru/su
bject/8/2/
https://resh.edu.ru/su
bject/8/2/

1

0

0

22.04.2024

https://resh.edu.ru/su
bject/8/2/

1

0

06.05.2024

0

0

13.05.2024

0

0

20.05.2024

https://resh.edu.ru/su
bject/8/2/
https://resh.edu.ru/su
bject/8/2/
https://resh.edu.ru/su
bject/8/2/

1
1
1
68

2

1

4 класс

Календарно – тематическое планирование уроков по родному русскому
языкув 2023-2024 учебном году

1-4

4

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Фактическая

Планируемая
№ урока

№ темы урока

№ урока

Дата

Изучаемый раздел, тема урока с
учетом рабочей программы
воспитания

Практические
работы

Контрольн
ые работы

§1.Не стыдно не знать, стыдно не
учиться
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться
( продолжение темы).
Международный день
распространения грамотности.

1

06.09

07.09

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
(закрепление темы).
13.09

Проект «История школьных

1

https://multiurok.ru/files
/prezentatsiia-k-urokurodnogo-russkogoiazykadom.html?ysclid=lmi1k
nn98h783988734

принадлежностей
1

14.09

5

1

20.09

1

§2. Вся семья вместе, так и душа на
месте

1. Мудрость народа. Пословицы,
поговорки о семье. Семья и
семейные традиции
6

1

21.09

2. Слова, называющие
родственные отношения
(мама,папа,брат,сестра)
1

7

8

1

1

27.09

28.09

Слова, называющие родственные
отношения (мачеха, отчим, пасынок,
падчерица).
Р/р. Сочинение на тему «Моя семья»

1

1

0

https://multiurok.ru/files
/prezentatsiia-k-urokurodnogo-russkogoiazykadom.html?ysclid=lmi1k
nn98h783988734

9-10

2

1

§3. Красна сказка складом, а песня –
ладом
04.10
05.10

Эпитеты в русском фольклоре

1

1
1

11

1

11.10

Наблюдение за эпитетами в сказках
А.С.Пушкина

12

1

12.10

Эпитет как средство выразительности
речи

13

1

18.10

Контрольный диктант за 1 четверть.

14

1

19.10

Работа над ошибками. Повторение

1

0

1

https://multiurok.ru/files
/prezentatsiia-k-urokurodnogo-russkogoiazykadom.html?ysclid=lmi1k
nn98h783988734

изученного материала.
15

1

§4. Красное словцо не ложь
25.10

Образ животных, используемый для
характеристики внешности и поступков
людей

1

1

16

1

17

1

18

1

26.11

08.11

09.11

Фразеологизмы и пословицы о
животных и людях.

1

Фразеологизмы и пословицы со
словом «собака» и их значение.
Обобщение по разделу «Красное
словцо не ложь»
§5. Язык языку весть подаёт.

1

Лексика, заимствованная русским

https://multiurok.ru/files
/prezentatsiia-k-urokurodnogo-russkogoiazykadom.html?ysclid=lmi1k
nn98h783988734

языком из языков народов России и
мира
19-20

2

15.11

Язык языку весть подаёт
1

16.11
Язык языку весть подаёт. Словарный
диктант.

1

1

21

1

22.11

Русские слова в языках других народов

22

1

23.11

23

1

Представление результатов проектных
заданий, выполненных при изучении
раздела «Русский язык: прошлое и
настоящее».
Обобщение по разделу Русский язык:
прошлое и настоящее»

29.11

1
1

https://multiurok.ru/files
/prezentatsiia-k-urokurodnogo-russkogoiazykadom.html?ysclid=lmi1k
nn98h783988734

24-25

2

§6. Трудно ли образовывать формы
глагола?
30.11
06.12

1
1

Что мы знаем о глаголе?
Что мы знаем о глаголе? Трудно ли
образовывать формы глагола?

26

1

07.12

Трудные случаи образования формы 1
лица единственного числа настоящего
и будущего времени глаголов.

27

1

13.12

Контрольный диктант за 2 четверть.

1

https://multiurok.ru/files
/prezentatsiia-k-urokurodnogo-russkogoiazykadom.html?ysclid=lmi1k
nn98h783988734

0

1

28

1

14.12

29

1

20.12

30

1

21.12

31-33

3
27.12

Работа над ошибками. Трудные случаи
образования формы 1 лица
единственного числа настоящего и
будущего времени глаголов.
Проверочная работа за 1 полугодие.
Оценка достижений.

Работа над ошибками. Глагол
(обобщение)

§7. Можно ли об одном и том же
сказать по-разному?
Можно ли об одном и том же сказать
по-разному?

1

0

1

https://multiurok.ru/files/
prezentatsiia-k-urokurodnogo-russkogo-iazykadom.html?ysclid=lmi1knn
98h783988734
https://multiurok.ru/files/
prezentatsiia-k-urokurodnogo-russkogo-iazykadom.html?ysclid=lmi1knn
98h783988734
.

1

https://multiurok.ru/files/
prezentatsiia-k-urokurodnogo-russkogo-iazykadom.html?ysclid=lmi1knn

28.12

Можно ли об одном и том же
сказать по-разному?

98h783988734
1

10.01

Проект «История вежливых слов»
1

34-38

5

.

§8. Как и когда появились знаки
препинания?
11.01

17.01

История возникновения знаков
препинания.

1

Как и когда появились знаки
препинания?

https://multiurok.ru/files/
prezentatsiia-k-urokurodnogo-russkogo-iazykadom.html?ysclid=lmi1knn
98h783988734

1

18.01
Мини-сочинение «Можно ли про одно
и то же сказать по- разному?»

1

Словарный диктант. Обобщение по
разделу.

1

24.01

25.01

1
Проверочная работа «Учимся ставить
знаки препинания».

39-41

3

0

.

§9. Задаём вопросы в диалоге.
31.01
01.02

Диалог.

1

Этика делового общения . Сказкидиалоги о животных.

1

07.02
«Диалог, или будьте

1

вежливы!»(составление диалога)
42-45

4

08.02

14.02

§10. Учимся передавать в заголовке
тему или основную мысль текста.

.

.

Учимся передавать в заголовке тему
или основную мысль текста.

1

https://multiurok.ru/files/
prezentatsiia-k-urokurodnogo-russkogo-iazykadom.html?ysclid=lmi1knn
98h783988734

Учимся передавать в заголовке тему
или основную мысль текста.
1

15.02
21.02

46-51

6

Типы текстов

1

Обобщающий урок по разделу.

1

§11. Учимся составлять план текста
22.02

28.02

Учимся составлять план текста
1

План текста, виды планов
текста.
1

29.02

Составление плана текста,
не разделённого на
абзацы.

1

06.03
Текст. План текста.
Закрепление.
07.03

1
Контрольный диктант за 3 четверть.

13.03

Работа над ошибками. Обобщение по

1
0

https://multiurok.ru/files
/prezentatsiia-k-urokurodnogo-russkogoiazykadom.html?ysclid=lmi1k
nn98h783988734

изученной теме.
1

52-55

4

§12. Учимся пересказывать текст

1. Информационная переработка
14.03

20.03

прослушанного и прочитанного
текста.

1

Работа с текстом В.А.Осеевой
«Орёл».
1

Учимся пересказывать текст.
21.03

Учимся пересказывать текст .
1

03.04

1

56-60

5

§13. Учимся оценивать и
редактировать тексты
04.04
11.04
17.04
18.04
24.04

Учимся оценивать и
редактировать тексты.
1

Творческая работа. Сочинение по
данному началу и опорным
словам..
1

0

https://multiurok.ru/files
/prezentatsiia-k-urokurodnogo-russkogoiazykadom.html?ysclid=lmi1k
nn98h783988734

61

1

25.04

Представление результатов проектных
заданий, выполненных при изучении
раздела «Секреты речи и текста».

1

62

1

02.05

Повторение изученного материала.

1

63

1

08.05

Контрольный диктант за 4 четверть.

1

0

https://multiurok.ru/files
/prezentatsiia-k-urokurodnogo-russkogoiazykadom.html?ysclid=lmi1k
nn98h783988734
https://multiurok.ru/files
/prezentatsiia-k-urokurodnogo-russkogoiazykadom.html?ysclid=lmi1k
nn98h783988734

64

1

15.05

Работа над ошибками. Работа с
текстом.

1

65-66

2

16.05
22.05

Обобщающий урок. Игра
«Путешествие по галактике «Родной
язык».

1

1

67

1

23.05

Проверочная работа за 1 полугодие.
Оценка достижений.

68

1

29.05
30.05

Подведение итогов учебного года

1

9

https://multiurok.ru/files
/prezentatsiia-k-urokurodnogo-russkogoiazykadom.html?ysclid=lmi1k
nn98h783988734

0

59

https://multiurok.ru/files
/prezentatsiia-k-urokurodnogo-russkogoiazykadom.html?ysclid=lmi1k
nn98h783988734

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1 КЛАСС

"Русский родной язык" для 1 класса/Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И.,
Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В./ Москва: «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://ribc37.ru/article/e-learning-resources
 Копилка уроков https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi
 Начальная школа https://n-shkola.ru







Началочка https://nachalo4ka.ru
Учительский сайт «Инфоурок» http://infourok.ru
Учительский сайт «Первое сентября» https://1-sept.ru
Учителю начальной школы https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://urok.1sept.ru/primary-school


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(963) 406-21-69

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».