Рабочая программа по элективному курсу Экология и человек.СОО на 2023-2024 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Дагестан
МР " Кизлярский район"
МКОУ "Новокрестьяновская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По элективному курсу
учебного предмета «Биология»
«Экология и человек».
для обучающихся 11 классов.
Новокрестьяновское 2023 г.

Элективный курс "Экология и человек", 11-й класс, 34
часа
Разделы: Экология
Класс: 11

Пояснительная записка
Курс “Экология и человек” рассчитан на 34 часов в 11 классе средней школы. Этот курс
предназначен, во-первых – для восполнения пробелов в биологии по теме экология, вовторых – для обращения внимания, учащихся старших классов, на гармоничное отношение
между человеком и окружающей его средой.
Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют
единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Человечество –
тоже часть этой жизни, и надо сказать, не маловажное. Оно возникло как результат развития
живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счет. Все его современное
благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете.
Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество
энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти
воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет
связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже достаточно столкнулись с целым
рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и теперь наблюдается тенденция
роста неустойчивости природы и катаклизмов.
Цель курса: Формирование у учащихся экологически грамотного хозяйствования, знаний об
экологических тонкостях взаимоотношений в природе, методов исследований
функционирования и устойчивости живой природы.
Задачи курса
1. Углубить и расширить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов, и
воздействий на них человека – своей хозяйственной деятельностью.
2. Познакомить учащихся с методами исследований функционирования и устойчивости
живой природы.
3. Показать значимость знаний экологически грамотного хозяйствования для сохранения
Природы Земли будущему поколению.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:




основные механизмы функционирования и устойчивости природы;
современные представления о целостности человеческого общества и природы
Земли;
особенности различных правил и приемов рационального природопользования,
охраны природы и окружающей человека среды.

Учащиеся должны уметь:




свободно ориентироваться в различных сферах экологии;
разбираться в особенностях экологических методов хозяйствования, правил и приемов
рационального природопользования;
использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.
Содержание курса

Общее количество часов – 34 ч.
Человечество в экосистеме Земли (7ч)
Человек – биосоциальный вид. История развития пищевых, информационных и экологических
связей человечества. Исследования развития человеческого общества с древнейших времен
до наших дней. Предвидение будущего человечества. Орудийная деятельность.
Независимость, или эмансипация, от среды. Экологический кризис. Природоохранное
движение. Экологическое образование.
Экологическая демография (4ч)
Демографические показатели человечества. Социально-экологические и социальногеографические особенности демографии человека. Демографические перспективы
человечества. ВОЗ. ООН. ФАО. ЮНЕСКО.
Основы экологии (6ч)
Законы организации экологических систем. Типы взаимодействия популяций, их
характеристика. Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности
человека. Рациональное природопользование и охрана биосферы. Устойчивость организма и
экосистемы. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование.
Лесовозобновление.
Человек и биосфера (16 ч)
Прошлое и будущее биосферы. Вода – основа жизни в биосфере. Радиоактивность.
Химическое, биологическое загрязнения и здоровье человека. Шумовое загрязнение и его
последствия. Ландшафт – фактор здоровья. Питание и физическое состояние человека.
Экологические проблемы в биосфере. Влияние сельского хозяйства и промышленности на
окружающую среду. Акклиматизация и реакклиматизация. Почва – биокосная система.
Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Питание и здоровье
человека. Рациональное природопользование.
Заключение (1 ч)
Защита рефератов на выбранную тему. Подведение общего итога прохождения курса.
Учебно-тематический план

№
п/п

Тема

Основные понятия

Экологическое сходство.
Экологические отличия.
Биосоциальный вид.

Форма
проведения

1

Человек –
биосоциальный вид

Беседа

2

Развитие пищевых и
Информационные связи.
информационных связей. Экологическая емкость среды.
Социально-экологические связи.

Лекция

3

Использование орудий и
энергии

Орудийная деятельность. Адаптации.

Семинар

4

История развития
экологических связей
человечества. Древние

Гоминиды, или пралюди:
австралопитеки. Древнейшие люди.
Древние люди. Современные люди.
Независимость, или эмансипация, от
среды. Орудия труда и охоты.

Семинар

гоминиды

Элементы социальной организации.
Социальные связи.

5

История развития
экологических связей
человечества. Человек
разумный

Членораздельная речь. Абстрактное,
или понятийное, мышление.
Альтруизм. Фиксирование
информации. Социальноэкологическая революция.

Семинар

6

История развития
экологических связей
человечества.
Современность

Промышленная революция.
Урбанизация.

Семинарпрактикум

7

История развития
экологических связей
человечества. Будущее

Информационная революция.
Экологический кризис.
Природоохранное движение.
Экологическое образование.

Семинарпрактикум

8

СоциальноДемография. Эпидемии. СПИД.
экологические
Социально-экологическая емкость
особенности демографии среды.
человечества

9

Рост численности
человечества

Экспонента и S-образная кривая роста Лекция
численности. Фаза замедленного
роста. Фаза ускоренного роста.
Всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ).

10

Социальногеографические
особенности демографии
человечества

Южный и северный регионы. Прирост Семинар
населения. ООН (организация
объединенных наций). Организация
ООН по проблемам продовольствия и
сельского хозяйства (ФАО).
ЮНЕСКО.

11

Демографические
перспективы

Миграция, их виды. Планирование
семьи. Депопуляция.
Демографический переход.
Устойчивое развитие человечества и
природы.

12

Организм – единое целое Обмен веществ. Гомеостаз.
Приспособленность. Устойчивость

Лекция

Семинарпрактикум

Беседа

организма и экосистемы. Анабиоз.
13

Взаимодействие
популяций

Хищничество. Симбиоз. Нейтрализм.
Конкуренция. Квартирантство.
Нахлебничество. Мутуализм.
Паразитизм.

Семинар

14

Использование
экологических знаний в
хозяйственной
деятельности человека.

Мутагенез. Мутагенные вещества.
Клеточная и генная инженерия.
Клонирование. Лесовозобновление.
Биологические методы борьбы с
вредителями лесов, растительности.

Лекция

15

Строение и состав
биосферы

Структурные компоненты и слои
Семинаратмосферы, литосферы и гидросферы. практикум
Пояса Аллена. Ионизация. Зоо- и
фито-планктон. Зоо- и фито-бентос.
Космополиты. Биокос.

16

Рациональное
использование
природных богатств и
охрана биосферы.

Прямое и косвенное воздействие
Семинар
человека. Антропогенные ландшафты.
Экологическая экспертиза и прогноз.

17

Охрана природных
Природные памятники. Заповедники и Семинарпамятников и природных заказники. Акклиматизация и
практикум
комплексов
реакклиматизация. Национальные
парки. Обсерватории.

18

Биосфера и её эволюция

Озоновый экран. Живое вещество.
Органогенные породы. Биокосные
тела.

Лекция

19

Современная биосфера

Круговорот азота. Круговорот
углерода. Круговорот фосфора. Цикл
кислорода.

Семинар

20

Атмосфера – наружный
слой биосферы

Геомагнитизм. Космическое
излучение. Видимый свет. Тепловые
инфракрасные лучи. УФ и
радиоизлучения. Коротковолновые
рентгеновские излучения.

Семинар

21

Почва – биокосная

Структура почвы. Эрозия:
естественная, искусственная,

Коллективная

система

ускоренная, ветровая, водная.
Лесомелиорация.

работа

22

Вода – основа жизни в
биосфере

Питьевая и морская вода. Дефицит
пресной воды. Водоносность рек.
Химмическая и биологическая
очистка воды. Биофильтры и
аэротенки.

Групповая работа

23

Радиоактивность в
биосфере

Естественный радиационный фон.
Зона повышенной радиации. Лучевая
болезнь. Лейкемия.

Лекция

24

Экологические проблемы Политика. Экономика. Динамическое
в биосфере
равновесие. Кризис. Деградация.
Возобновимые и невозобновимые
природные ресурсы. Альтернативная
энергетика.

Семинарпрактикум

25

Химическое загрязнение
и здоровье человека

Кислотность. Химпрепараты. ПДК.
ПДС.

Лекция

26

Биологическое
загрязнение и здоровье
человека

Биологические отходы. Продукты
окисления. Биологические методы
борьбы.

Лекция

27

Шумовое воздействие на
человека

Звук. Шум. Шумовое загрязнение.
Децибел. Допустимый шум.

Лекция

28

Физические факторы
природы и физическое
состояние человека

Радиоактивное излучение. Световое,
Семинар
тепловое, шумовое, электромагнитное
и другие виды физических
воздействий

29

Питание и здоровье
человека

Рациональное питание. Раздельное
питание. Сбалансированное питание.
Витамины. Калорийность. Режим.

Групповая работа

30

Ландшафт – фактор
здоровья

Ландшафт - топофильный и
топофобный. Эстетическая
выразительность ландшафта.
Оздоровительный эффект ландшафта.

Коллективная
работа

31

Рациональное

Вторичное сырье. Рекультивация
земель. Лесомелиорация.

Семинар

природопользование

Лесовозобновление. Красная книга.
Экологическая экспертиза и прогноз.

32

Экскурсия

Исследование состояния окружающей Коллективносреды в зоне проживания.
групповая работа

33

Работа над рефератами

Анализ. Наблюдение. Статистика.
Математический подсчет.
Сравнительный анализ.

34

Конференция “Биосфера
и Я”

Индивидуальная
работа

Защита
рефератов

Контроль знаний









проведение тестов;
индивидуальные, самостоятельные работы;
выполнение проектных работ;
защита проектов;
составление рефератов и сообщений;
защита рефератов;
фото- и видео-презентации;
выполнение проектных презентаций.

Темы проектов и рефератов
- Общие законы природы;
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Приспособленность – относительная, почему?;
Основные среды обитании;
Основные жизненные формы;
Особенности взаимоотношений между популяциями;
Законы пищевых отношений;
Популяционные волны, их значение в природе;
Вода – основа жизни в биосфере;
Демографические колебания живых организмов в биогеоценозах;
Законы организации экосистем и наши анализы;
Устойчивость биоценозов;
Почва – биокосная система;
Законы биологической продуктивности и человеческий аспект;
Радиоактивность и человечество;
Физические факторы природы и физическое состояние человека;
Рациональное природопользование;
Шумовое воздействие на человека.

Ожидаемый результат
Учащиеся должны:






свободно владеть навыками организации экосистем;
различать особенности факторов различных мест обитания, регионов;
уметь давать характеристики особенностям физиологических процессов и
приспособленности живых организмов;
уметь использовать полученные знания и методы исследований в
объяснении биологических закономерностей Природы;






усвоить основные механизмы функционирования и устойчивости природы;
иметь представления о целостности человеческого общества и природы Земли;
ориентироваться в особенностях различных правил и приемов рационального
природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.
уметь использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.

Литература для учителей
1. Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995.
2. Экология: Т.А. Козлова, Т.С. Сухова, В.И. Сивоглазов / Книга для учителя. – М.:
“Школа-Пресс”, 1996.
3. Основы экологии: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.:
“Просвещение”, 1997.
4. Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. – Ярославль:
“Академия развития”, 1998.
5. Замыкающийся круг: Б. Коммонер. Л.: Гидрометеоиздат,1974.
6. Экология для учащихся: Факультативный курс. А.А. Плешаков. – М.: Просвещение,
1995.
7. Экологические очерки о природе и человеке. Б. Гржимек. – М.: Прогресс, 1988.
8. Знать и беречь природу: Пособие для учителей. А.В. Миронов.– Казань: Тат.кн.изд.,
1984.
9. Охрана природы: Факультативный курс. Пособие для учащихся / А.В. Михеев, К.В.
Пашканг, Н.Н. Радзевич, А.П. Соловьева; Под редакцией К.В. Пашканга. – М.:
Просвещение, 1983.
Литература для учащихся
1. Основы экологии: Н.М. ернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: “Просвещение”,
1997.
2. Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995.
3. Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. – Ярославль:
“Академия развития”, 1998.
4. Экология России: Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова / Учебник из Федерального компонента для
9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: АО МДС,
1996.
5. Основы экологии. Р.М.Дажо. – М.: Прогресс, 1975.
6. Книга для чтения по охране природы: А.Н.Захлебный / Для учащихся 9-11 кл. сред.шк.
– М.:Просвещение, 1986.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(963) 406-21-69

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».