МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Республики Дагестан МР " Кизлярский район" МКОУ "Новокрестьяновская СОШ" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу учебного предмета «Биология» «Экология и человек». для обучающихся 11 классов. Новокрестьяновское 2023 г. Элективный курс "Экология и человек", 11-й класс, 34 часа Разделы: Экология Класс: 11 Пояснительная записка Курс “Экология и человек” рассчитан на 34 часов в 11 классе средней школы. Этот курс предназначен, во-первых – для восполнения пробелов в биологии по теме экология, вовторых – для обращения внимания, учащихся старших классов, на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой. Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Человечество – тоже часть этой жизни, и надо сказать, не маловажное. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете. Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже достаточно столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и теперь наблюдается тенденция роста неустойчивости природы и катаклизмов. Цель курса: Формирование у учащихся экологически грамотного хозяйствования, знаний об экологических тонкостях взаимоотношений в природе, методов исследований функционирования и устойчивости живой природы. Задачи курса 1. Углубить и расширить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов, и воздействий на них человека – своей хозяйственной деятельностью. 2. Познакомить учащихся с методами исследований функционирования и устойчивости живой природы. 3. Показать значимость знаний экологически грамотного хозяйствования для сохранения Природы Земли будущему поколению. Основные требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать: основные механизмы функционирования и устойчивости природы; современные представления о целостности человеческого общества и природы Земли; особенности различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды. Учащиеся должны уметь: свободно ориентироваться в различных сферах экологии; разбираться в особенностях экологических методов хозяйствования, правил и приемов рационального природопользования; использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни. Содержание курса Общее количество часов – 34 ч. Человечество в экосистеме Земли (7ч) Человек – биосоциальный вид. История развития пищевых, информационных и экологических связей человечества. Исследования развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Предвидение будущего человечества. Орудийная деятельность. Независимость, или эмансипация, от среды. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование. Экологическая демография (4ч) Демографические показатели человечества. Социально-экологические и социальногеографические особенности демографии человека. Демографические перспективы человечества. ВОЗ. ООН. ФАО. ЮНЕСКО. Основы экологии (6ч) Законы организации экологических систем. Типы взаимодействия популяций, их характеристика. Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Рациональное природопользование и охрана биосферы. Устойчивость организма и экосистемы. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление. Человек и биосфера (16 ч) Прошлое и будущее биосферы. Вода – основа жизни в биосфере. Радиоактивность. Химическое, биологическое загрязнения и здоровье человека. Шумовое загрязнение и его последствия. Ландшафт – фактор здоровья. Питание и физическое состояние человека. Экологические проблемы в биосфере. Влияние сельского хозяйства и промышленности на окружающую среду. Акклиматизация и реакклиматизация. Почва – биокосная система. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Питание и здоровье человека. Рациональное природопользование. Заключение (1 ч) Защита рефератов на выбранную тему. Подведение общего итога прохождения курса. Учебно-тематический план № п/п Тема Основные понятия Экологическое сходство. Экологические отличия. Биосоциальный вид. Форма проведения 1 Человек – биосоциальный вид Беседа 2 Развитие пищевых и Информационные связи. информационных связей. Экологическая емкость среды. Социально-экологические связи. Лекция 3 Использование орудий и энергии Орудийная деятельность. Адаптации. Семинар 4 История развития экологических связей человечества. Древние Гоминиды, или пралюди: австралопитеки. Древнейшие люди. Древние люди. Современные люди. Независимость, или эмансипация, от среды. Орудия труда и охоты. Семинар гоминиды Элементы социальной организации. Социальные связи. 5 История развития экологических связей человечества. Человек разумный Членораздельная речь. Абстрактное, или понятийное, мышление. Альтруизм. Фиксирование информации. Социальноэкологическая революция. Семинар 6 История развития экологических связей человечества. Современность Промышленная революция. Урбанизация. Семинарпрактикум 7 История развития экологических связей человечества. Будущее Информационная революция. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование. Семинарпрактикум 8 СоциальноДемография. Эпидемии. СПИД. экологические Социально-экологическая емкость особенности демографии среды. человечества 9 Рост численности человечества Экспонента и S-образная кривая роста Лекция численности. Фаза замедленного роста. Фаза ускоренного роста. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). 10 Социальногеографические особенности демографии человечества Южный и северный регионы. Прирост Семинар населения. ООН (организация объединенных наций). Организация ООН по проблемам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО). ЮНЕСКО. 11 Демографические перспективы Миграция, их виды. Планирование семьи. Депопуляция. Демографический переход. Устойчивое развитие человечества и природы. 12 Организм – единое целое Обмен веществ. Гомеостаз. Приспособленность. Устойчивость Лекция Семинарпрактикум Беседа организма и экосистемы. Анабиоз. 13 Взаимодействие популяций Хищничество. Симбиоз. Нейтрализм. Конкуренция. Квартирантство. Нахлебничество. Мутуализм. Паразитизм. Семинар 14 Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Мутагенез. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление. Биологические методы борьбы с вредителями лесов, растительности. Лекция 15 Строение и состав биосферы Структурные компоненты и слои Семинаратмосферы, литосферы и гидросферы. практикум Пояса Аллена. Ионизация. Зоо- и фито-планктон. Зоо- и фито-бентос. Космополиты. Биокос. 16 Рациональное использование природных богатств и охрана биосферы. Прямое и косвенное воздействие Семинар человека. Антропогенные ландшафты. Экологическая экспертиза и прогноз. 17 Охрана природных Природные памятники. Заповедники и Семинарпамятников и природных заказники. Акклиматизация и практикум комплексов реакклиматизация. Национальные парки. Обсерватории. 18 Биосфера и её эволюция Озоновый экран. Живое вещество. Органогенные породы. Биокосные тела. Лекция 19 Современная биосфера Круговорот азота. Круговорот углерода. Круговорот фосфора. Цикл кислорода. Семинар 20 Атмосфера – наружный слой биосферы Геомагнитизм. Космическое излучение. Видимый свет. Тепловые инфракрасные лучи. УФ и радиоизлучения. Коротковолновые рентгеновские излучения. Семинар 21 Почва – биокосная Структура почвы. Эрозия: естественная, искусственная, Коллективная система ускоренная, ветровая, водная. Лесомелиорация. работа 22 Вода – основа жизни в биосфере Питьевая и морская вода. Дефицит пресной воды. Водоносность рек. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Групповая работа 23 Радиоактивность в биосфере Естественный радиационный фон. Зона повышенной радиации. Лучевая болезнь. Лейкемия. Лекция 24 Экологические проблемы Политика. Экономика. Динамическое в биосфере равновесие. Кризис. Деградация. Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы. Альтернативная энергетика. Семинарпрактикум 25 Химическое загрязнение и здоровье человека Кислотность. Химпрепараты. ПДК. ПДС. Лекция 26 Биологическое загрязнение и здоровье человека Биологические отходы. Продукты окисления. Биологические методы борьбы. Лекция 27 Шумовое воздействие на человека Звук. Шум. Шумовое загрязнение. Децибел. Допустимый шум. Лекция 28 Физические факторы природы и физическое состояние человека Радиоактивное излучение. Световое, Семинар тепловое, шумовое, электромагнитное и другие виды физических воздействий 29 Питание и здоровье человека Рациональное питание. Раздельное питание. Сбалансированное питание. Витамины. Калорийность. Режим. Групповая работа 30 Ландшафт – фактор здоровья Ландшафт - топофильный и топофобный. Эстетическая выразительность ландшафта. Оздоровительный эффект ландшафта. Коллективная работа 31 Рациональное Вторичное сырье. Рекультивация земель. Лесомелиорация. Семинар природопользование Лесовозобновление. Красная книга. Экологическая экспертиза и прогноз. 32 Экскурсия Исследование состояния окружающей Коллективносреды в зоне проживания. групповая работа 33 Работа над рефератами Анализ. Наблюдение. Статистика. Математический подсчет. Сравнительный анализ. 34 Конференция “Биосфера и Я” Индивидуальная работа Защита рефератов Контроль знаний проведение тестов; индивидуальные, самостоятельные работы; выполнение проектных работ; защита проектов; составление рефератов и сообщений; защита рефератов; фото- и видео-презентации; выполнение проектных презентаций. Темы проектов и рефератов - Общие законы природы; 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Приспособленность – относительная, почему?; Основные среды обитании; Основные жизненные формы; Особенности взаимоотношений между популяциями; Законы пищевых отношений; Популяционные волны, их значение в природе; Вода – основа жизни в биосфере; Демографические колебания живых организмов в биогеоценозах; Законы организации экосистем и наши анализы; Устойчивость биоценозов; Почва – биокосная система; Законы биологической продуктивности и человеческий аспект; Радиоактивность и человечество; Физические факторы природы и физическое состояние человека; Рациональное природопользование; Шумовое воздействие на человека. Ожидаемый результат Учащиеся должны: свободно владеть навыками организации экосистем; различать особенности факторов различных мест обитания, регионов; уметь давать характеристики особенностям физиологических процессов и приспособленности живых организмов; уметь использовать полученные знания и методы исследований в объяснении биологических закономерностей Природы; усвоить основные механизмы функционирования и устойчивости природы; иметь представления о целостности человеческого общества и природы Земли; ориентироваться в особенностях различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды. уметь использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни. Литература для учителей 1. Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995. 2. Экология: Т.А. Козлова, Т.С. Сухова, В.И. Сивоглазов / Книга для учителя. – М.: “Школа-Пресс”, 1996. 3. Основы экологии: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: “Просвещение”, 1997. 4. Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 5. Замыкающийся круг: Б. Коммонер. Л.: Гидрометеоиздат,1974. 6. Экология для учащихся: Факультативный курс. А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 1995. 7. Экологические очерки о природе и человеке. Б. Гржимек. – М.: Прогресс, 1988. 8. Знать и беречь природу: Пособие для учителей. А.В. Миронов.– Казань: Тат.кн.изд., 1984. 9. Охрана природы: Факультативный курс. Пособие для учащихся / А.В. Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Радзевич, А.П. Соловьева; Под редакцией К.В. Пашканга. – М.: Просвещение, 1983. Литература для учащихся 1. Основы экологии: Н.М. ернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: “Просвещение”, 1997. 2. Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 1995. 3. Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 4. Экология России: Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова / Учебник из Федерального компонента для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: АО МДС, 1996. 5. Основы экологии. Р.М.Дажо. – М.: Прогресс, 1975. 6. Книга для чтения по охране природы: А.Н.Захлебный / Для учащихся 9-11 кл. сред.шк. – М.:Просвещение, 1986.