Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новокрестьяновская средняя общеобразовательная школа» (МКОУ « Новокрестьяновская СОШ») ПРИНЯТ Решением педагогического совета МКОУ « Новокрестьяновская СОШ» Протокол №1 От 31.08.2022 г. УТВЕРЖДАЮ директор МКОУ «Новокрестьяновская СОШ». _____________Мансурова Т.М. Приказ № 28 от 31.08.2022 г. ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества образования в МКОУ« Новокрестьяновская СОШ» 1.Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общегообразования»; Приказом Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»; Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию». Уставом школы. Программой развития внутренней системы оценки качества образования. 1.2. Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – ВСОКО) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования. 1.3. ВСОКО представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность с учетом запросов основных участников образовательных отношений. 1 1.4. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательной организации, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 1.5. Настоящее Положение является приложением к Основной образовательной программе образовательной организации и ежегодно утверждается Управляющим советом образовательной организации. 1.6. В настоящем Положении используются следующие термины и сокращения: качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; оценка в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов и условий их достижения общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся; внутренняя система оценки качества образования – система сбора, обработки данных по внутришкольным показателям и индикаторам, храненияи предоставления информации о качестве образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности школы, в том числе в рамках лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля и надзора; экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности; измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольно- измерительных материалов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам; критерий – признак, на основании которого производится оценка и который конкретизируется в показателях и индикаторах – совокупности характеристик, позволяющих отразить уровень достижения критерия;4 ГИА – государственная итоговая аттестация; ЕГЭ – единый государственный экзамен; ОГЭ – основной государственный экзамен; КИМ – контрольно-измерительные материалы; ООП – основная образовательная программа; УУД – универсальные учебные действия. 2.Основные цели, задачи, функции и принципы ВСОКО 2.1. Цели ВСОКО: формирование единой системы оценки состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в образовательной организации; получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в образовательной организации, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования; 2 принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; прогнозирование развития образовательной системы школы. 2.2. Задачи ВСОКО: формирование единого понимания критериев оценки качества образования и подходов к его измерению; формирование системы аналитических критериев и показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования; осуществление самообследования состояния развития и эффективности деятельности образовательной организации; определение степени соответствия условий организации и осуществления образовательной деятельности государственным требованиям; определение степени соответствия образовательных программ нормативным требованиям и запросам основных потребителей образовательных услуг; обеспечение доступности качественного образования; оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся; определение в рамках мониторинговых исследований степени соответствия качества образования на различных уровнях обучения государственным стандартам; выявление факторов, влияющих на качество образования; содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся; определение рейтинга педагогов и участие в решении о стимулирующей надбавке к заработной плате за высокое качество обучения и воспитания; расширение общественного участия в управлении образованием в образовательной организации. 2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы: объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимосвязей и взаимозависимости; качества и надежности средств оценки образовательных достижений; доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в самоанализ и самооценку деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; 3 оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в образовательной организации. 2.4. Основные функции ВСОКО: обеспечение введения ФГОС и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех участников образовательных отношений; аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания обучающихся; экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития образовательной организации; информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования; обеспечение внешних пользователей (представителей исполнительной и законодательной власти, работодателей, представителей общественных организаций и СМИ, родителей, широкой общественности) информацией о развитии образовательной организации, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей. 3.Организационная структура ВСОКО 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя администрацию образовательной организации, педагогический совет, научно- методический совет, методические объединения учителей-предметников, временные структуры. 3.2. Администрация образовательной организации: формирует, утверждает приказом директора образовательной организации и контролирует исполнение блока локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО образовательной организации, и приложений к ним; разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы ВСОКО образовательной организации, участвует в этих мероприятиях; обеспечивает на основе образовательной программы проведение в образовательной организации контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; организует систему мониторинга качества образования в образовательной организации, осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне образовательной организации; организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; обеспечивает условия для подготовки работников образовательной организации и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; обеспечивает предоставление информации о качестве образования на районный и городской уровни системы оценки качества образования; формирует информационноаналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы образовательной организации за учебный год, самообследование, публичный доклад и др.); принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3. методический совет образовательной организации и методические объединения учителей-предметников: участвуют в разработке методик оценки качества образования, системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, 4 критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов образовательной организации; содействуют подготовке работников образовательной организации иобщественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне образовательной организации. 3.4. Педагогический совет образовательной организации: содействует определению стратегических направлений развития системы образования в образовательной организации; содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в образовательной организации; принимает участие: в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования образовательной организации; в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательной деятельности; в оценке качества и результативности труда работников образовательной организации, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, установленном локальными актами образовательной организации; содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с образовательной организацией по вопросам образования и воспитания обучающихся, в т. ч. сообщения о проверке соблюдения санитарно- гигиенического режима в образовательной организации, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности образовательной организации; принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию по результатам учебного года. 3.5. Совет образовательной организации осуществляет общественный контроль за качеством образования и образовательной деятельностью образовательной организации в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы. 4.Реализация внутренней оценки качества образования 4.1. Реализация внутренней оценки качества образования осуществляется на основе нормативных актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. 4.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности образовательной организации, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.3. Оценка качества образования осуществляется посредством: ВСОКО; общественно-профессиональной экспертизы качества образования; лицензирования; государственной аккредитации; государственной (итоговой) аттестации выпускников; 5 внешнего мониторинга качества образования. 4.4. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: образовательная статистика; промежуточная и итоговая аттестация; мониторинговые исследования; социологические опросы; отчеты работников образовательной организации; посещение уроков и внеклассных мероприятий; данные классного журнала. 4.5. Предметами ВСОКО являются: 4.5.1. Качество образовательных результатов: предметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики, в т. ч. ОГЭ и ЕГЭ); метапредметные результаты обучения (включая сравнение данных внутренней и внешней диагностики); личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся); здоровье обучающихся (динамика); достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов. 4.5.2. Качество организации и осуществления образовательной деятельности: основные образовательные программы (соответствие требованиям ФГОС и контингенту обучающихся); дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей); реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие требованиям ФГОС); качество уроков, занятий и индивидуальной работы с обучающимися; качество внеурочной деятельности (включая классное руководство); удовлетворенность обучающихся и родителей уроками и условиями в образовательной организации. 4.5.3. Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность: материально-техническое обеспечение; информационно-развивающая среда (включая средства ИКТ и учебнометодическое обеспечение); санитарно-гигиенические и эстетические условия; медицинское сопровождение и общественное питание; психологический климат в образовательной организации; использование социальной сферы своего района; кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов); общественно-государственное управление (управляющий совет, педагогический совет, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования; документооборот и нормативно-правовое обеспечение (включая программу развития образовательной организации). 4.6. ВСОКО реализуется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования. 4.7. Для проведения оценки качества образования из всего спектра получаемых в рамках информационной системы оценки качества образования показателей определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательной системы 6 образовательной организации. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности ее деятельности. 4.8. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности устанавливаются в плане ВСОКО. 4.9. Гласность и открытость результатов оценки качества образования осуществляются путем предоставления информации: основным потребителям результатов ВСОКО; средствам массовой информации через публичный доклад директора образовательной организации, самообследование; размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте образовательной организации. 5. Взаимосвязь ВШК и ВСОКО 5.1 Мероприятия ВШК являются неотъемлемой частью ВСОКО. 5.2. Мероприятия ВШК и обеспечивающие их контрольно-оценочные процедуры ВСОКО включаются в годовой план работы ОО. 5.3. Данные ВШК используются для установления обратной связи субъектов управления качеством образования в ОО. 5.4. Данные ВШК выступают предметом различных мониторингов, перечень которых определен настоящим Положением. 6. Документация ВСОКО 6.1. Документация ВСОКО — это совокупность информационно-аналитических продуктов контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО. 6.2. Обязательным, подлежащим размещению на сайте ОО документом ВСОКО является отчет о самообследовании. 6.3. Для внутреннего использования субъекты ВСОКО готовят справки по результатам ВШК, аналитические записки в случае внепланового контроля в одном из направлений ВСОКО и сводные аналитические справки по итогам мониторингов. 6.4. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и утверждается приказом руководителя ОО об организации и проведении контрольно-оценочной деятельности и подготовке отчета о самообследовании. 6.5. Должностное лицо, координирующее своевременную и качественную подготовку документов ВСОКО, ежегодно назначается приказом руководителя Гимназии. 7.Права и ответственность участников образовательных отношений 7.1. Участники образовательных отношений образовательной организации имеютправо на конфиденциальность информации. 7.2. Лица, осуществляющие внутреннюю оценку, имеют право на публикациюданных с научной или научно-методической целью. 8. Заключительные положения 8.1. Данное Положение является локальным правовым актом гимназии. 8.2.Настоящее Положение утверждается приказом директора гимназии. 8.3. Настоящее Положение действует со дня его подписания до внесения изменений и дополнений в законодательство РФ в области образования. 7